Ценовые качели

Ценовые качели

То вверх, то, благодаря регулирующим усилиям государства, вниз движутся цены на продовольственном рынке. Правда, поднимаются они куда резвее, нежели опускаются.

Антимонопольная служба проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на попавшие под санкции социально значимые продукты питания. Напомним — это говядина, свинина, мясо птицы, молоко и молочная продукция, сливочное масло, картофель, морковь, капуста, репчатый лук и яблоки. В целом по стране, отмечают специалисты ФАС России, в конце сентября наблюдалась стабилизация оптово-отпускных цен, а по отдельным позициям было зафиксировано даже их снижение.
Сменить 4000 ценников
В нашем регионе, как показывает проводимый Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области мониторинг, отпускные цены у местных производителей продуктов питания с момента введения санкций в большинстве своём не изменялись. Только на 13—30 % подорожало мясо птицы ЗАО «АПК «Орловская Нива» и на 13 % — колбасные изделия ОАО «Ливенское мясо».
По поступившим в Управление обращениям орловцев были проконтролированы розничные торговые сети «Линия», «Сберегайка», «Апельсин», «Магнит». Проведённый анализ показал, что рост цен в них обусловлен повышением отпускных цен на товары и сырьё поставщиками различных субъектов РФ. Плюс торговые наценки на продовольственные товары. Понятно, далеко не всегда минимальные — 1–5 %.
Например, применяемая в магазинах ЗАО «Паллада торг» методика ценообразования приводила к опережающему росту розничных цен над закупочными (оптовыми). Такую политику Орловское УФАС России определило как экономически необоснованную. ЗАО «Паллада торг» было рекомендовано пересмотреть своё положение по ценообразованию на реализуемые продукты питания.
И руководство этой торговой сети прислушалось к мнению антимонопольщиков: было принято решение о снижении торговой наценки на 2—5 % в зависимости от товарной группы. Кроме того, на пользующиеся наибольшим спросом товары, в том числе молочную продукцию, включая детское питание, наценка будет снижена на 5 %, а на колбасные изделия — на 7 %.
Понятно, процесс изменения розничных цен на товары требует определенного времени. Однако, как обещано, до 30 октября этого года в магазинах ЗАО «Паллада торг» вопрос по продуктам питания почти 4000 наименований будет решён.
Не «накрутишь» — не проживёшь?
На «горячую линию» Орловского УФАС России продолжают поступать обращения по поводу повышения цен на продовольственные товары. При необходимости сотрудники управления выезжают в указанные торговые точки, чтобы разобраться в ситуации на месте.
На «горячую линию» Орловского УФАС России продолжают поступать обращения по поводу повышения цен на продовольственные товары.
Конечно, случается, что поступившая информация о значительном росте цен на продукты питания не подтверждается. Так, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков Орловского УФАС России Ирина Володько рассказала, что, оперативно отреагировав на жалобу о повышении розничных цен на муку с 7 октября этого года, сотрудники управления посетили торговые точки, расположенные по улице Карачевской в Орле, однако эти факты не подтвердились.
К сожалению, чаще встречаются иные примеры. В связи с повышением отпускных цен на молочную продукцию специалисты управления проверяли ОАО «Глазуновский маслодельный завод». Выяснилось, что при росте цен на основное сырье предприятия (сырое молоко) для производства готовой молочной продукции (молоко, кефир, масло, сметана, сыр) на 2,8 % отпускные цены увеличились на 2,4—7,7 %.
— Экономических предпосылок для повышения отпускных цен на продукцию в тех размерах, в которых это произошло, у предприятия не было, — говорит Ирина Володько. — Поэтому ОАО «Глазуновский маслодельный завод» будет направлено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Кроме того, сегодня специалистами Орловского УФАС России также проверяется обоснованность повышения цен такими региональными производителями продуктов питания, как ЗАО «АПК «Орловская Нива» и ЗАО «Болховский сыродельный завод».
Действительно конкурентная экономика предполагает расширение спроса за счёт увеличения производства, а не за счёт накрутки цен. Тем, кто не понимает этого рыночного закона или попросту пренебрегает им, раскачивая ценовые качели, придётся иметь дело с контролирующими органами.
Александр Бударин, первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области:
— Нам надо действовать на упреждение, чтобы не возникало вопросов по проблемным товарным позициям.
Цифра
64 устных и письменных обращения поступило в Орловское УФАС России с начала августа 2014 г. по поводу повышения цен на продовольственные товары.