УФАС проследит за тарифами

С прошлого года существенно расширены полномочия антимонопольной службы. О том, какие вопросы сегодня находятся в центре ее внимания, на пресс-конференции в конце минувшей недели рассказал новый руководитель УФАС России по Орловской области Александр Шлычков.

Новая тарифная политика С этого года антимонопольное ведомство будет утверждать тарифы для госкомпаний и естественных монополий — ему полностью переданы полномочия федеральной тарифной службы.

— В регионе мы будем проводить эту работу совместно с органами исполнительной власти, которые ответственны за установление тарифов, — сообщил Шлычков. В частности, ФАС намерена кардинально изменить методы тарифного регулирования. — Тариф должен быть комфортным как для потребителя, так и для субъектов естественных монополий. Теперь в тариф не будут закладываться все издержки, как говорится, все «хотелки» естественных монополий. Будет проводиться анализ хозяйственной деятельности предприятия, будем выяснять, что оно сделало для снижения издержек, как оптимизировало свои затраты, чтобы сделать тариф комфортным, — пояснил глава УФАС.

При этом особое внимание антимонопольные органы намерены уделить непрофильным активам госкомпаний и естественных монополий. Речь идет о содержании футбольных команд, ресторанов, гостиниц — всего того, что никак не связано с основной деятельностью компаний, но при утверждении тарифов заявляется ими в затраты. В итоге финансирование непрофильных активов ложится на плечи потребителей.

Заявления от граждан Еще одно существенное изменение в деятельности ведомства: физические лица теперь исключены как заявители из закона о защите конкуренции. Из УФАС такие заявления будут передавать в другие ведомства — Центробанк, Роспот-ребнадзор и т.д. Однако это не значит, что орловцы теперь не могут пожаловаться в антимонопольную службу.

— Вводится такое понятие, как нарушение на рынке для неопределенного круга лиц. И если мы видим, что указанные в заявлении нарушения могут иметь признаки в отношении неопределенного круга лиц, то будем рассматривать заявление в общем порядке, — пояснил Александр Шлычков.

Например, в жалобе речь идет о том, что заявителю применяют один тариф, а для всех остальных установлен другой. Этот инцидент вполне может повлечь за собой нарушения для неопределенного круга лиц. Поэтому глава УФАСпорекомендовал хозяйствующим субъектам не расслабляться и пообещал, что все заявления граждан будут внимательно изучать.

Проблемные закупки Как сообщила заместитель руководителя УФАС Ирина Солдатенкова, в 2015 году количество обращений по вопросам контроля закупок и защиты конкуренции увеличилось вдвое — в управление поступило более 300 заявлений. По ее словам, потребительское сообщество и предприниматели региона стали активнее бороться за свои права.

В прошлом году УФАС проверило, насколько соответствуют антимонопольному законодательству акты, принятые местными органами власти. Был выявлен 21 документ органов местного самоуправления и 14 — органов исполнительной властиОрловской области, которые противоречат закону о защите конкуренции. По итогам проверки в них были внесены соответствующие изменения.

К примеру, ряд сельхозпроизводителей области пожаловались на процедуру распределения субсидий. УФАС установило факт дискриминации по отношению к ним со стороны органов власти. Причиной стала непрозрачность в выдаче субсидий. Антимонопольная служба обязала власти обеспечить равные конкурентные условия при распределении субсидий для сельхозпроизводителей. И теперь порядок их выдачи размещен на портале области.

Другой пример связан с шумной историей вокруг закупки лекарственных средств для населения области в 2015 году. УФАС выяснило, что Департамент здравоохранения, который участвовал в закупках, нарушил закон о защите конкуренции. По закону хозяйствующий субъект не должен одновременно и закупать лекарства, и оказывать услугу по обеспечению ими населения (хранить и реа-лизовывать лекарства через аптечную сеть). Эти виды деятельности должны быть разделены. ВОрловской области эти функции выполняла одна организация, поэтому рынок был неконкурентный. Сейчас эти виды деятельности разделены и поставщиков лекарств стало гораздо больше.

О концессии Ирина Солдатенкова затронула также актуальную тему концессии. Она напомнила, что по закону все, что касается сферы ЖКХ: водо-отведение, теплоснабжение и т.д., — должно передаваться по договору в концессию. «Это очень сложный механизм. Необходимо провести большую работу, чтобы оценить все имущество, вообще всю сеть, особенно в сельских районах», — заметила она. На сегодня в Орловской области опыт реализации небольших концессий есть в трех районах. Концессионное соглашение по модернизации муниципального Орёлводо-канала, по информации региональных властей, планируется подписать в середине 2017 года.

Сначала — предупреждение С прошлого года антимонопольное ведомство использует новый инструмент в своей работе — это предупреждение и предостережение.

— Если раньше при обнаружении нарушений антимонопольные органы возбуждали дело в отношении виновных, то теперь по ряду статей нам предоставлено право сначала предупредить хозяйствующий субъект и выдать ему предостережение для устранения нарушения без применения каких-либо административных санкций. Таким образом, снижается давление на бизнес, — пояснил заместитель руководителя УФАС Андрей Кирьянов.

В 2015 году по признакам нарушения антимонопольного законодательства Орловским УФАС выдано 28 предупреждений (в 2014 году — 21). В то же время снизилось количество возбужденных судебных дел и штрафов.

За недобросовестную конкуренцию к административной ответственности привлечено почти втрое больше лиц, чем в 2014 году. А вот обращений по поводу недобросовестной рекламы стало в 2,5 раза меньше. Поправки в законодательство наконец-то помогли решить проблему незаконной рассылки sms-сообщений. Андрей Кирьянов назвал основные нарушения законодательства о рекламе, которые по-прежнему допускают участники рекламного рынка: использование транспортных средств в качестве рекламных конструкций (когда на крыше авто, на бортах размещают рекламу), распространение рекламы без указания категории информационной продукции, реклама медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний, ненадлежащая реклама алкогольной продукции. В частности, сейчас УФАС ведет немало дел и судебных разбирательств по рекламе пива.