В Орле выявлено более 1000 незаконных рекламных конструкций

«Обучение на права», «Сдам квартиру на сутки», «Спешите - скидки», «Только у нас - только для вас» - областной центр кишит баннерами, билбордами и другим рекламным «мусором». При этом размещение значительной части подобной информации - дело абсолютно незаконное.

В Орле выявлено более 1000 незаконных рекламных конструкций
 

Пока так называемые рекламодатели самыми изощрёнными способами привлекают к себе клиентов, ежегодный объём нелегального рынка наружной рекламы в Орле близится к 300 млн рублей.

Не положено, а повешено

К громадному потоку рекламы на телевидении, радио, в Интернете, а также в печати мы давно привыкли. Минута эфирного времени на ТВ, полоса в популярной газете или ролик на известном интернет-канале выливается рекламодателю в копеечку. При этом требования закона о рекламе в этих случаях в целом соблюдаются: контролировать их не так сложно. А вот когда дело касается наружной рекламы, то здесь совсем иная картина. По обочинам дорог напичканы рекламные щиты, на многоквартирных домах развеваются огромные баннеры, даже здания со статусом исторического памятника нередко пестрят рекламными слоганами. Зачастую это информационное «богатство» установлено в обход закона о рекламе, хотя он чётко регламентирует процедуру размещения, в том числе и наружной рекламы. В итоге город переполнен самыми разнообразными рекламными конструкциями, а местный бюджет остаётся без положенных за этот бизнес налогов.

К примеру, баннеры на фасадах жилых многоквартирных домов в Орле, кажется, уже дело обычное. При этом согласно требованиям закона о рекламе для размещения такого баннера рекламодателю необходимо заключить договор с лицом, «уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (ч. 5.1). А установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии на это разрешения, «выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции» (ч. 9.3).

Здесь стоит отметить, что некоторые распространители рекламы идут на хитрость, позиционируя свои конструкции не как рекламу, а как… вывеску. В Законе «О защите прав потребителей» действительно прописывается, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до потребителя определённые сведения, а именно: фирменное наименование организации, её место нахождения и режим работы. Этим информация на вывеске и должна ограничиваться. Дополнительные сведения уже могут трактоваться как реклама.

При этом нарушение законодательства о рекламе влечёт за собой административную ответственность.

Расплата за рекламу

В КоАП РФ предусмотрена ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе». Субъектом данного правонарушения могут выступать как физические, так и юридические лица. Причём в независимости от того, была ли их вина умышленной или это было сделано по неосторожности, данное правонарушение карается штрафом. Для граждан - ​в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц - ​от 4000 до 20000 рублей; для юридических - ​от 40 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Другим распространённым правонарушением в сфере рекламы является «невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» (ст. 19.5 КоАП РФ). К примеру, невыполнение предписания антимонопольного органа для должностных лиц также грозит штрафом до 20 тыс. рублей, а для юридических - ​до 500 тыс. рублей.

К сожалению, наказать нерадивого рекламодателя получается не всегда. Юридические тонкости в законодательстве этому способствуют, и порой органы полиции просто не усматривают признаков состава административного правонарушения, предусмотренных ст. 14.3 КоАП РФ. С трудностями сталкивается и УФАС по Орловской области, которое предпринимает меры к тому, чтобы рекламный бизнес осуществлял свою деятельность в рамках правового поля.

- К примеру, в городе много транспортных средств, которые переоборудованы и используются преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, - ​рассказывает замруководителя Орловского УФАС Андрей Кирьянов. - ​Переоборудование транспортных средств для распространения рекламы запрещено законом. При этом каких-либо действенных мер по пресечению данных нарушений законодатель не предусмотрел. Сегодня мы прекращаем распространение отдельной рекламы, а завтра на этом же транспортном средстве появляется другая - ​и всё заново…

Несмотря на это, замруководителя регионального УФАС отмечает, что статистика судебных распрей в сфере рекламного законодательства - со значительным перевесом в пользу антимонопольных органов. По этому вопросу уже наработана большая практика.

- Так, управлением была признана ненадлежащей реклама алкогольной продукции, распространяемая ООО «Пивнофф» на фасаде торгового помещения, - ​рассказывает Андрей Кирьянов. - ​В данном случае были нарушены требования п. 5 ч. 2 ст. 21 закона о рекламе, а именно: реклама алкогольной продукции - ​пива - ​распространялась с использованием рекламных щитов. Пройдя несколько судебных инстанций, нам удалось добиться их демонтажа, а ООО «Пивнофф» в полном объёме уплатило административные штрафы.

Рекламная чистка

В настоящее время организовано взаимодействие департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, УМИЗ г. Орла и УМВД по Орловской области по координации работы по возбуждению административных производств по правонарушениям в сфере рекламы. Задача - ​максимально зачистить город от всей незаконной рекламы к юбилею областного центра, в том числе по средствам регламентации рекламной деятельности в регионе.

Определённые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2015 году в рамках муниципального контракта, а также самостоятельно рекламораспространителями в Орле было демонтировано 33 рекламных щита. В текущем году по выданным предписаниям уже демонтировано 66 конструкций. На эти цели в бюджет города на 2016 год предусмотрено 500 тыс. рублей.

В конце марта этого года заключён муниципальный контракт на демонтаж 18 отдельно стоящих щитов, 10 афишных стендов и одной нестандартной рекламной конструкции. Все они размещены на центральных улицах города - ​Комсомольской, Московской, Горького. Ещё одним муниципальным контрактом до 31 мая предусмотрено демонтировать 29 рекламных конструкций, расположенных на фасадах жилых домов и зданий.

Насколько непросто бывает бороться с рекламораспространителями, показывает ситуация, когда в рамках заключённого договора с МУП ЖРЭП (Заказчик) в начале апреля было демонтировано 14 рекламных конструкций, расположенных на фасадах домов по ул. Ленина. Не прошло и нескольких дней, как часть этих конструкций была вновь водворена на прежние места…

Как бы там ни было, по материалам актов обследования тех самых 1000 незаконных рекламных конструкций там, где известен собственник конструкций либо лицо, разместившее их, в настоящее время открыты административные производства. Это касается и тех конструкций, на которые отсутствуют разрешительно-согласовательные документы. Также в рамках двухмесячных мероприятий по проведению субботников в ближайшее время силами УКХ г. Орла при содействии полиции будут демонтированы те рекламные конструкции, на которые разрешительные документы никогда не выдавались, а их собственник неизвестен. Все демонтированные конструкции будут утилизированы как мусор.

Кроме того, вскоре правительством области будет введён рекламный регламент. Новый документ разъяснит понятия «вывеска» и «реклама», урегулирует требования к их размерам и содержанию, унифицирует типы вывесок для государственных и коммерческих субъектов деятельности, упростит и сделает прозрачным вопросы законного размещения рекламы.