Антимонопольное законодательство прекращает защищать права и интересы физических лиц

Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области информирует жителей Орловской области:

С 5 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон о защите конкуренции Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ (четвертый антимонопольный пакет).

Данный документ, можно расценивать как либеральный, позволяющий сократить административные барьеры для бизнеса. Поправки предполагают существенное сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, а также снижение административной нагрузки на бизнес.

До указанного момента, по любому обращению физического лица, касающегося нарушения его прав со стороны субъектов естественных монополий и/или «доминантов», антимонопольным органом принимались меры антимонопольного реагирования (выдавались предупреждения, возбуждались дела о нарушении антимонопольного законодательства и выносились обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений). По результатам рассмотрения таких дел, к правонарушителям принимались меры административного воздействия.

В настоящий момент, дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено, только в случае, если нарушение касается неопределенного круга потребителей.

Заявления физических лиц об ущемлении их интересов доминирующим хозяйствующим субъектом в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, рассматриваются Роспотребнадзором, в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей».

Заявления об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина, связанных с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, рассматриваются  органами государственного жилищного надзора.

Заявления об ущемлении интересов граждан страховыми организациями, рассматриваются Банком России, в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Заявления физических лиц, по вышеуказанным вопросам, поступившие в антимонопольный орган, на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти, с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

Вместе с тем, следует отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям.

В таких случаях по заявлению может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Кроме того, распространены случаи, когда обязанным в соответствии с положениями части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицом нарушается порядок установки, замены, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении конкретного гражданина - собственника жилого дома или собственников помещений в многоквартирном доме.

Такие действия могут быть оценены антимонопольным органом на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП.