УФАС постоит за нас

С 2015 года значительно расширились полномочия антимонопольной службы Об итогах работы за прошлый год и задачах на 2016-й, об изменениях антимонопольного законодательства говорили на пресс-конференции в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Орловской области.

ТАРИФ БЕЗ НАКРУТОК Расширение полномочий антимонопольщиков в ушедшем году — знаковое для этого ведомства событие. Им передана часть функций «Рособоронзаказа» по контролю в сфере гособоронзаказа и госзакупок и полномочия Федеральной службы по тарифам — значит, и поле деятельности расширилось.

Большое внимание планируется уделять тарифной политике.

— Тариф должен быть комфортным и для потребителя, и для субъекта естественных монополий, — сказал и. о. руководителя Орловского УФАС России Александр Шлычков. — Нельзя допустить, чтобы в тариф закладывались все издержки, все «хотелки», которые преподносят естественные монополии. В таких ситуациях сразу же будет проводиться анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мы будем задавать неудобные вопросы: что было сделано, чтобы снизить издержки, чтобы оптимизировать затраты.

Шлычков также коснулся темы непрофильных активов предприятий (содержание футбольных команд, ресторанов, гостиниц и т. д.), никак не связанных с их основной деятельностью. Но зачастую при утверждении тарифов в них закладываются все затраты, связанные с содержанием таких объектов.

— В итоге финансирование этих непрофильных активов ложится на плечи потребителя в виде тарифов, — говорит Александр Шлычков. — Мы считаем это в корне неправильным, поэтому инициируем эту работу и будем продолжать её в течение всего 2016 года.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ Исследователи утверждают, что сфера госзакупок — самая коррумпированная в России. По статистике более 40 % закупок производится у единственного поставщика. Остальная — с помощью... иных способов. В результате проводимые процедуры — это чистая профанация.

— С такой системой мы будем бороться, — отметил Александр Шлычков. — Сейчас разрабатывается единый стандарт закупочной деятельности. В частности, он будет включать в себя планирование закупок, исключение конфликта интересов при закупках, единый порядок обоснования начальной цены договора, способа закупки, установление единых требований к участникам закупки.

После внесения изменений в законодательство планируется установить исчерпывающий перечень способов закупок, расширить практику электронных закупок, дать возможность проводить внеплановые проверки.

БАЛКОН «ПОД КЛЮЧ» Особая тема пресс-конференции — недобросовестная конкуренция и нарушения законодательства о рекламе. В прошлом году было возбуждено 41 дело, связанное с нарушениями в сфере рекламы.

— Это, в частности, распространение рекламы на транспорте, — отметил замруководителя управления — начальник отдела естественных монополий и рекламы Андрей Кирьянов. — Например, реклама медицинских услуг без предупреждения о противопоказаниях. Есть нарушения в рекламе оказания финансовых услуг, алкогольных напитков, в продаже товаров дистанционным путём. Все выявленные факты были рассмотрены антимонопольной службой, и к нарушителям приняты меры административного воздействия.

Интересный пример связан с одной из компаний по установке пластиковых окон и балконов «под ключ». В рекламной визитке потребителю были обещаны хорошие скидки, но в результате никаких скидок не предоставлялось. Введённый в заблуждение человек обратился за помощью в УФАС. Сейчас дело находится в суде. И подобных примеров немало.