Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Бубенцова Л.Н., зам. руководителя управления;
Члены комиссии:- Тульская Л.И., специалист-эксперт
- Бочков С.А., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело № 040-09/04АЗ по признакам нарушений части 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г, № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту распространения недостоверной рекламной информации следующего содержания: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку! С 16 марта по 30 апреля 2009 года совершайте покупки на сумму 300 рублей и более, получите скидку от 2 до 15% на следующую покупку.
*Количество подарков ограничено
** Скидки по акции действуют до 30.04.2009г. (включительно)
*** Список аптек и подробные условия акции, уточняйте на нашем сайте www.stoletov.ru»,в присутствии представителей:
1- ООО «Доктор Столетов- Центр» Дмитровский П.В.(доверенность № 07 от 14 апреля 2009года)
УСТАНОВИЛА:
16.03.2009 года в адрес Орловского УФАС (вх. УФАС № 3) поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. (далее - Заявитель), в котором сообщалось что, ООО «Доктор Столетов - Центр» в аптеке, расположенной по улице Октябрьская, 16/18, распространялоложные, неточные и искаженные сведения, относительно рекламной информации, в которой имеютсяпризнаки нарушения части 1, 2 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального Законаот 26.07.2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция это - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с требованиями статьи 14 Закона «О защите конкуренции»
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
Источником данной информации являлся - ООО «Доктор Столетов - Центр» (302030, г. Орел, ул. Пушкина, 9)
27.03.2009 годапо признакамнарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» в отношенииООО «Доктор Столетов - Центр» было возбуждено дело №040-09/04 АЗ и назначено рассмотрением 14 апреля2009 года.
К участию в рассмотрении дела о нарушениинтимонопольного законодательства был привлечен заявитель Кирьянов А.Н.
Определением о назначении дела № 040-09/04АЗ у ООО «Доктор Столетов- Центр» была запрошена информация для рассмотрения дела по существу.
В установленный Управлением срок, ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копии учредительных документов и объяснение, в котором поясняется что «Общество действительно проводило акцию под названием «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!». С 20 февраля по 15 марта 2009года, совершая покупку в аптеке Обществаединовременно на 1000 рублей и более, покупатель получает подарок, который вручается покупателю в аптеке непосредственно после совершения такой покупки. В рамках проведения акции Общество использовало информационные листки, информирующиепосетителей аптечных учреждений ООО «Доктор Столетов- Центр» о проводящейсяакции. Кроме того, Общество не распространяло ложных, неточных или искаженных сведений. Информация об условиях акции, содержащаяся в информационных листах, соответствует условием, утвержденным Приказом директора ООО «Доктор Столетов- Центр» от 09 февраля 2009 года № 9/1»
Одновременно с этим, в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр» было возбуждено дело № 039-09/04РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Указанные дела рассматривались параллельно, так как результаты рассмотрения дела №039-09/04 РЗ имели значение для вынесения решения по делу №040-09/04 АЗ.
В ходе рассмотрения дела № 039-09/04РЗ Комиссия, приняла следующее решение:
1. Рекламная информация о стимулирующем мероприятии распространяемая ООО «Доктор Столетов - Центр», в аптечной сети противоречила требованиям частям3, 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», т.е являлась ненадлежащей.
2. За нарушение законодательства о рекламе должностное лицо Общества было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
14 апреля 2009 года в ходе рассмотрения дела № 040-09/04 АЗ, Комиссия Орловского УФАС России заслушав заявителя и ответчика по делу, рассмотрев документы имеющие в деле, пришла к выводам, что дело №040-09/04 АЗ необходимо отложить, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Рассмотрение дела №040-09/04 АЗ было отложено и назначено рассмотрением на 28.04.2009 г.
До рассмотрения дела по существу в адрес управления ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копию объяснительной записки заведующей аптекой Гольцовой М.В., в которой пояснялось, что «19.02.2009 годазаведующей аптекой была представлена инструкция по проведению акции «Весна. Яркие Эмоции!» для ознакомления с условиями акции, а также приведены дополнительные устные объяснения механизма проведения акции. С условиями акции заведующая аптеки ознакомилась, прочитав все необходимые документы. И вопросов не возникло. Далее она пояснила, что условия акции были поняты следующим образом: чтобы стать участником акции и получить подарки по условиям акции, необходимо приобрести товар на сумму 1000 рублей, и обязательно, чтобы в покупку входило одно из наименований акционного товара.В объяснении сообщается, что 14 марта покупатель совершил покупку на сумму свыше 1000 рублей, для получения подарка заведующая аптеки предложила приобрести препарат из списка акционных товаров. Покупатель предъявил претензии, о том что было предложено совершить дополнительную покупку, он отказал и вышел».
Кроме того, Общество представило объяснение начальника маркетинга ООО «Доктор Столетов- Центр» Юшко В.Н., в котором пояснялось, что на основании Приказа директора ООО «Доктор Столетов- Центр» № 9/1 от 09.02.2009 годаон был назначен ответственным за организацию и проведение акции «Весна. Яркие эмоции!». Информационный материал в виде листовок, был передан с товаром из Москвы. Данные листовки использовались в качестве раздаточного материала для проведения акции в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр».
Юшко В.Н. посчитал, что листовки содержат все необходимую информацию акции. На основании Приказа № 9/1 от 09.02.2009 года, им была разработана инструкция, которая была разослала по электронной почте в аптеки, участвующие в акции. Кроме того, дополнительно менеджеру по рейду - маркетингу Кореневу А, дано поручение устно провести беседу с заведующими аптек и разъяснить все условия акции.
Условиями акции была следующая информация: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
В ходе рассмотрения дела №040-09/04 АЗ стороны пояснили:
1.Заявитель – Кирьянов А.Н. изложил позицию, изложенную в заявлении и дополнительно пояснил, что информация стимулирующего мероприятия, распространяемая ООО «Доктор Столетов- Центр» в аптечной сети, имела ложные, неточные и искаженные сведения.
2. Представитель ответчика по делу поддержал изложенное в представленном Обществом информации.
Комиссия, заслушав заявителя и представителя ООО «Доктор Столетов- Центр», проанализировав документы и информацию, имеющиеся в материалах дела № 040-09/04 АЗ установила:
1. В соответствии с часть 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральным законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектам доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранении конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
2. Согласно части 1,2 статьи 39 Закона«О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства далее – материалы)
2) заявление юридического иди физического лица (далее - заявление)
3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
4) сообщение средства массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
3. В адрес Управления поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр», указывающее на распространение Обществом информации стимулирующего мероприятия ложного и неточного характера.
Таким образом, Управление действовало в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона «О защите конкуренции» и с целью выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы статьей 22 указанного закона.
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006года №135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимается – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
5. Представитель ООО «Доктор Столетов- Центр» в ходе рассмотрения дела не признал факт нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного часть 1, 2 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации и которые могли принести убытки конкурентам, а именно: распространение информации стимулирующего мероприятия, как ложные, неточные и искаженные сведения в аптечной сети.
6. 28 апреля 2009 года заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные документы и информацию в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
6.1. ООО «Доктор Столетов- Центр», с 20 февраля по 15 марта 2009 года в аптечной сети проводило акцию следующего содержания ««Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
6.2. Рекламная информация, распространяемая в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр»имела цель сформировать и поддержать интерес к объекту рекламирования стимулирующего мероприятия испособствовала его реализации. В данном случае Заказчик (рекламодатель) приобретал (мог приобрести) дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами, а именно Общество,проводя стимулирующую акцию «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!» и распространявшую рекламу о представлении скидок на лекарственные средстваи вручение подарков привлекало внимание неопределенного круга покупателей к своим аптечным сетям. В результате хозяйствующие субъекты- конкуренты понесли (или могли понести убытки), т.к. происходило (могло произойти) отток покупателей от конкурентов - других аптечных сетей или аптечных учреждений. В связи с чем в аптечной сети ООО «Доктор Столетов- Центр» возрос (мог возрости) товарооборот и соответственно прибыль.
8.3. Как следует из материалов дела ООО «Доктор Столетов- Центр» на основании Приказа № 32 от 22 апреля 2009 года, отменило действие акции «Весна. Яркие эмоции!», что свидетельствует об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1,2 статьи 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Факт нарушения части 1,2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Доктор Столетов- Центр»признать.
2. Предписание ООО «Доктор Столетов- Центр» не выдавать, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме "12" мая 2008 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председатель Комиссии Л.Н. Бубенцова
Члены Комиссии:Л.И.Тульская
С.А.Бочков
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Бубенцова Л.Н., зам. руководителя управления;
Члены комиссии:- Тульская Л.И., специалист-эксперт
- Бочков С.А., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело № 040-09/04АЗ по признакам нарушений части 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г, № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту распространения недостоверной рекламной информации следующего содержания: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку! С 16 марта по 30 апреля 2009 года совершайте покупки на сумму 300 рублей и более, получите скидку от 2 до 15% на следующую покупку.
*Количество подарков ограничено
** Скидки по акции действуют до 30.04.2009г. (включительно)
*** Список аптек и подробные условия акции, уточняйте на нашем сайте www.stoletov.ru»,в присутствии представителей:
1- ООО «Доктор Столетов- Центр» Дмитровский П.В.(доверенность № 07 от 14 апреля 2009года)
УСТАНОВИЛА:
16.03.2009 года в адрес Орловского УФАС (вх. УФАС № 3) поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. (далее - Заявитель), в котором сообщалось что, ООО «Доктор Столетов - Центр» в аптеке, расположенной по улице Октябрьская, 16/18, распространялоложные, неточные и искаженные сведения, относительно рекламной информации, в которой имеютсяпризнаки нарушения части 1, 2 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального Законаот 26.07.2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция это - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с требованиями статьи 14 Закона «О защите конкуренции»
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
Источником данной информации являлся - ООО «Доктор Столетов - Центр» (302030, г. Орел, ул. Пушкина, 9)
27.03.2009 годапо признакамнарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» в отношенииООО «Доктор Столетов - Центр» было возбуждено дело №040-09/04 АЗ и назначено рассмотрением 14 апреля2009 года.
К участию в рассмотрении дела о нарушениинтимонопольного законодательства был привлечен заявитель Кирьянов А.Н.
Определением о назначении дела № 040-09/04АЗ у ООО «Доктор Столетов- Центр» была запрошена информация для рассмотрения дела по существу.
В установленный Управлением срок, ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копии учредительных документов и объяснение, в котором поясняется что «Общество действительно проводило акцию под названием «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!». С 20 февраля по 15 марта 2009года, совершая покупку в аптеке Обществаединовременно на 1000 рублей и более, покупатель получает подарок, который вручается покупателю в аптеке непосредственно после совершения такой покупки. В рамках проведения акции Общество использовало информационные листки, информирующиепосетителей аптечных учреждений ООО «Доктор Столетов- Центр» о проводящейсяакции. Кроме того, Общество не распространяло ложных, неточных или искаженных сведений. Информация об условиях акции, содержащаяся в информационных листах, соответствует условием, утвержденным Приказом директора ООО «Доктор Столетов- Центр» от 09 февраля 2009 года № 9/1»
Одновременно с этим, в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр» было возбуждено дело № 039-09/04РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Указанные дела рассматривались параллельно, так как результаты рассмотрения дела №039-09/04 РЗ имели значение для вынесения решения по делу №040-09/04 АЗ.
В ходе рассмотрения дела № 039-09/04РЗ Комиссия, приняла следующее решение:
1. Рекламная информация о стимулирующем мероприятии распространяемая ООО «Доктор Столетов - Центр», в аптечной сети противоречила требованиям частям3, 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», т.е являлась ненадлежащей.
2. За нарушение законодательства о рекламе должностное лицо Общества было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
14 апреля 2009 года в ходе рассмотрения дела № 040-09/04 АЗ, Комиссия Орловского УФАС России заслушав заявителя и ответчика по делу, рассмотрев документы имеющие в деле, пришла к выводам, что дело №040-09/04 АЗ необходимо отложить, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Рассмотрение дела №040-09/04 АЗ было отложено и назначено рассмотрением на 28.04.2009 г.
До рассмотрения дела по существу в адрес управления ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копию объяснительной записки заведующей аптекой Гольцовой М.В., в которой пояснялось, что «19.02.2009 годазаведующей аптекой была представлена инструкция по проведению акции «Весна. Яркие Эмоции!» для ознакомления с условиями акции, а также приведены дополнительные устные объяснения механизма проведения акции. С условиями акции заведующая аптеки ознакомилась, прочитав все необходимые документы. И вопросов не возникло. Далее она пояснила, что условия акции были поняты следующим образом: чтобы стать участником акции и получить подарки по условиям акции, необходимо приобрести товар на сумму 1000 рублей, и обязательно, чтобы в покупку входило одно из наименований акционного товара.В объяснении сообщается, что 14 марта покупатель совершил покупку на сумму свыше 1000 рублей, для получения подарка заведующая аптеки предложила приобрести препарат из списка акционных товаров. Покупатель предъявил претензии, о том что было предложено совершить дополнительную покупку, он отказал и вышел».
Кроме того, Общество представило объяснение начальника маркетинга ООО «Доктор Столетов- Центр» Юшко В.Н., в котором пояснялось, что на основании Приказа директора ООО «Доктор Столетов- Центр» № 9/1 от 09.02.2009 годаон был назначен ответственным за организацию и проведение акции «Весна. Яркие эмоции!». Информационный материал в виде листовок, был передан с товаром из Москвы. Данные листовки использовались в качестве раздаточного материала для проведения акции в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр».
Юшко В.Н. посчитал, что листовки содержат все необходимую информацию акции. На основании Приказа № 9/1 от 09.02.2009 года, им была разработана инструкция, которая была разослала по электронной почте в аптеки, участвующие в акции. Кроме того, дополнительно менеджеру по рейду - маркетингу Кореневу А, дано поручение устно провести беседу с заведующими аптек и разъяснить все условия акции.
Условиями акции была следующая информация: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
В ходе рассмотрения дела №040-09/04 АЗ стороны пояснили:
1.Заявитель – Кирьянов А.Н. изложил позицию, изложенную в заявлении и дополнительно пояснил, что информация стимулирующего мероприятия, распространяемая ООО «Доктор Столетов- Центр» в аптечной сети, имела ложные, неточные и искаженные сведения.
2. Представитель ответчика по делу поддержал изложенное в представленном Обществом информации.
Комиссия, заслушав заявителя и представителя ООО «Доктор Столетов- Центр», проанализировав документы и информацию, имеющиеся в материалах дела № 040-09/04 АЗ установила:
1. В соответствии с часть 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральным законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектам доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранении конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
2. Согласно части 1,2 статьи 39 Закона«О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства далее – материалы)
2) заявление юридического иди физического лица (далее - заявление)
3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
4) сообщение средства массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
3. В адрес Управления поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр», указывающее на распространение Обществом информации стимулирующего мероприятия ложного и неточного характера.
Таким образом, Управление действовало в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона «О защите конкуренции» и с целью выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы статьей 22 указанного закона.
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006года №135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимается – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
5. Представитель ООО «Доктор Столетов- Центр» в ходе рассмотрения дела не признал факт нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного часть 1, 2 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации и которые могли принести убытки конкурентам, а именно: распространение информации стимулирующего мероприятия, как ложные, неточные и искаженные сведения в аптечной сети.
6. 28 апреля 2009 года заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные документы и информацию в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
6.1. ООО «Доктор Столетов- Центр», с 20 февраля по 15 марта 2009 года в аптечной сети проводило акцию следующего содержания ««Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
6.2. Рекламная информация, распространяемая в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр»имела цель сформировать и поддержать интерес к объекту рекламирования стимулирующего мероприятия испособствовала его реализации. В данном случае Заказчик (рекламодатель) приобретал (мог приобрести) дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами, а именно Общество,проводя стимулирующую акцию «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!» и распространявшую рекламу о представлении скидок на лекарственные средстваи вручение подарков привлекало внимание неопределенного круга покупателей к своим аптечным сетям. В результате хозяйствующие субъекты- конкуренты понесли (или могли понести убытки), т.к. происходило (могло произойти) отток покупателей от конкурентов - других аптечных сетей или аптечных учреждений. В связи с чем в аптечной сети ООО «Доктор Столетов- Центр» возрос (мог возрости) товарооборот и соответственно прибыль.
8.3. Как следует из материалов дела ООО «Доктор Столетов- Центр» на основании Приказа № 32 от 22 апреля 2009 года, отменило действие акции «Весна. Яркие эмоции!», что свидетельствует об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1,2 статьи 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Факт нарушения части 1,2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Доктор Столетов- Центр»признать.
2. Предписание ООО «Доктор Столетов- Центр» не выдавать, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме "12" мая 2008 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председатель Комиссии Л.Н. Бубенцова
Члены Комиссии:Л.И.Тульская
С.А.Бочков
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Бубенцова Л.Н., зам. руководителя управления;
Члены комиссии:- Тульская Л.И., специалист-эксперт
- Бочков С.А., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело № 040-09/04АЗ по признакам нарушений части 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г, № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту распространения недостоверной рекламной информации следующего содержания: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку! С 16 марта по 30 апреля 2009 года совершайте покупки на сумму 300 рублей и более, получите скидку от 2 до 15% на следующую покупку.
*Количество подарков ограничено
** Скидки по акции действуют до 30.04.2009г. (включительно)
*** Список аптек и подробные условия акции, уточняйте на нашем сайте www.stoletov.ru»,в присутствии представителей:
1- ООО «Доктор Столетов- Центр» Дмитровский П.В.(доверенность № 07 от 14 апреля 2009года)
УСТАНОВИЛА:
16.03.2009 года в адрес Орловского УФАС (вх. УФАС № 3) поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. (далее - Заявитель), в котором сообщалось что, ООО «Доктор Столетов - Центр» в аптеке, расположенной по улице Октябрьская, 16/18, распространялоложные, неточные и искаженные сведения, относительно рекламной информации, в которой имеютсяпризнаки нарушения части 1, 2 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального Законаот 26.07.2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция это - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с требованиями статьи 14 Закона «О защите конкуренции»
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
Источником данной информации являлся - ООО «Доктор Столетов - Центр» (302030, г. Орел, ул. Пушкина, 9)
27.03.2009 годапо признакамнарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» в отношенииООО «Доктор Столетов - Центр» было возбуждено дело №040-09/04 АЗ и назначено рассмотрением 14 апреля2009 года.
К участию в рассмотрении дела о нарушениинтимонопольного законодательства был привлечен заявитель Кирьянов А.Н.
Определением о назначении дела № 040-09/04АЗ у ООО «Доктор Столетов- Центр» была запрошена информация для рассмотрения дела по существу.
В установленный Управлением срок, ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копии учредительных документов и объяснение, в котором поясняется что «Общество действительно проводило акцию под названием «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!». С 20 февраля по 15 марта 2009года, совершая покупку в аптеке Обществаединовременно на 1000 рублей и более, покупатель получает подарок, который вручается покупателю в аптеке непосредственно после совершения такой покупки. В рамках проведения акции Общество использовало информационные листки, информирующиепосетителей аптечных учреждений ООО «Доктор Столетов- Центр» о проводящейсяакции. Кроме того, Общество не распространяло ложных, неточных или искаженных сведений. Информация об условиях акции, содержащаяся в информационных листах, соответствует условием, утвержденным Приказом директора ООО «Доктор Столетов- Центр» от 09 февраля 2009 года № 9/1»
Одновременно с этим, в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр» было возбуждено дело № 039-09/04РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Указанные дела рассматривались параллельно, так как результаты рассмотрения дела №039-09/04 РЗ имели значение для вынесения решения по делу №040-09/04 АЗ.
В ходе рассмотрения дела № 039-09/04РЗ Комиссия, приняла следующее решение:
1. Рекламная информация о стимулирующем мероприятии распространяемая ООО «Доктор Столетов - Центр», в аптечной сети противоречила требованиям частям3, 7 статьи 5 и части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», т.е являлась ненадлежащей.
2. За нарушение законодательства о рекламе должностное лицо Общества было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
14 апреля 2009 года в ходе рассмотрения дела № 040-09/04 АЗ, Комиссия Орловского УФАС России заслушав заявителя и ответчика по делу, рассмотрев документы имеющие в деле, пришла к выводам, что дело №040-09/04 АЗ необходимо отложить, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Рассмотрение дела №040-09/04 АЗ было отложено и назначено рассмотрением на 28.04.2009 г.
До рассмотрения дела по существу в адрес управления ООО «Доктор Столетов - Центр» представило копию объяснительной записки заведующей аптекой Гольцовой М.В., в которой пояснялось, что «19.02.2009 годазаведующей аптекой была представлена инструкция по проведению акции «Весна. Яркие Эмоции!» для ознакомления с условиями акции, а также приведены дополнительные устные объяснения механизма проведения акции. С условиями акции заведующая аптеки ознакомилась, прочитав все необходимые документы. И вопросов не возникло. Далее она пояснила, что условия акции были поняты следующим образом: чтобы стать участником акции и получить подарки по условиям акции, необходимо приобрести товар на сумму 1000 рублей, и обязательно, чтобы в покупку входило одно из наименований акционного товара.В объяснении сообщается, что 14 марта покупатель совершил покупку на сумму свыше 1000 рублей, для получения подарка заведующая аптеки предложила приобрести препарат из списка акционных товаров. Покупатель предъявил претензии, о том что было предложено совершить дополнительную покупку, он отказал и вышел».
Кроме того, Общество представило объяснение начальника маркетинга ООО «Доктор Столетов- Центр» Юшко В.Н., в котором пояснялось, что на основании Приказа директора ООО «Доктор Столетов- Центр» № 9/1 от 09.02.2009 годаон был назначен ответственным за организацию и проведение акции «Весна. Яркие эмоции!». Информационный материал в виде листовок, был передан с товаром из Москвы. Данные листовки использовались в качестве раздаточного материала для проведения акции в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр».
Юшко В.Н. посчитал, что листовки содержат все необходимую информацию акции. На основании Приказа № 9/1 от 09.02.2009 года, им была разработана инструкция, которая была разослала по электронной почте в аптеки, участвующие в акции. Кроме того, дополнительно менеджеру по рейду - маркетингу Кореневу А, дано поручение устно провести беседу с заведующими аптек и разъяснить все условия акции.
Условиями акции была следующая информация: «Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
В ходе рассмотрения дела №040-09/04 АЗ стороны пояснили:
1.Заявитель – Кирьянов А.Н. изложил позицию, изложенную в заявлении и дополнительно пояснил, что информация стимулирующего мероприятия, распространяемая ООО «Доктор Столетов- Центр» в аптечной сети, имела ложные, неточные и искаженные сведения.
2. Представитель ответчика по делу поддержал изложенное в представленном Обществом информации.
Комиссия, заслушав заявителя и представителя ООО «Доктор Столетов- Центр», проанализировав документы и информацию, имеющиеся в материалах дела № 040-09/04 АЗ установила:
1. В соответствии с часть 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральным законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектам доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранении конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
2. Согласно части 1,2 статьи 39 Закона«О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства далее – материалы)
2) заявление юридического иди физического лица (далее - заявление)
3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
4) сообщение средства массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
3. В адрес Управления поступило заявление гражданина Кирьянова А.Н. в отношении ООО «Доктор Столетов- Центр», указывающее на распространение Обществом информации стимулирующего мероприятия ложного и неточного характера.
Таким образом, Управление действовало в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона «О защите конкуренции» и с целью выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы статьей 22 указанного закона.
4. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006года №135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимается – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
5. Представитель ООО «Доктор Столетов- Центр» в ходе рассмотрения дела не признал факт нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного часть 1, 2 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в действиях хозяйствующего субъекта, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации и которые могли принести убытки конкурентам, а именно: распространение информации стимулирующего мероприятия, как ложные, неточные и искаженные сведения в аптечной сети.
6. 28 апреля 2009 года заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные документы и информацию в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
6.1. ООО «Доктор Столетов- Центр», с 20 февраля по 15 марта 2009 года в аптечной сети проводило акцию следующего содержания ««Акция. Уважаемые покупатели! С 20 февраля по 15 марта 2009 года совершайте покупки на сумму от 1000 рублей и получите подарок* праздничную упаковку!».
6.2. Рекламная информация, распространяемая в аптечной сети ООО «Доктор Столетов - Центр»имела цель сформировать и поддержать интерес к объекту рекламирования стимулирующего мероприятия испособствовала его реализации. В данном случае Заказчик (рекламодатель) приобретал (мог приобрести) дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами, а именно Общество,проводя стимулирующую акцию «ВЕСНА! ЯРКИЕ ЭМОЦИИ!» и распространявшую рекламу о представлении скидок на лекарственные средстваи вручение подарков привлекало внимание неопределенного круга покупателей к своим аптечным сетям. В результате хозяйствующие субъекты- конкуренты понесли (или могли понести убытки), т.к. происходило (могло произойти) отток покупателей от конкурентов - других аптечных сетей или аптечных учреждений. В связи с чем в аптечной сети ООО «Доктор Столетов- Центр» возрос (мог возрости) товарооборот и соответственно прибыль.
8.3. Как следует из материалов дела ООО «Доктор Столетов- Центр» на основании Приказа № 32 от 22 апреля 2009 года, отменило действие акции «Весна. Яркие эмоции!», что свидетельствует об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1,2 статьи 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Факт нарушения части 1,2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Доктор Столетов- Центр»признать.
2. Предписание ООО «Доктор Столетов- Центр» не выдавать, в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме "12" мая 2008 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председатель Комиссии Л.Н. Бубенцова
Члены Комиссии:Л.И.Тульская
С.А.Бочков
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.