Решение по делу № 239-10/02 АЗ

Дата публикации: 9 сентября 2011, 04:00


 

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

по делу № 239-10/02 АЗ

 

Резолютивная часть оглашена 16 августа  2011 года 

 

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2011 года

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

председатель Комиссии: Бубенцова Л.Н.,   заместитель руководителя управления;    

члены комиссии:  Шишкина Т.М., заместитель начальника отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков; Володько И.Н., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков, Гладких Т.А., специалист-эксперт отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков,                

 

 

 

рассмотрев  дело № 239-10/02 АЗ, возбужденное по признакам нарушения ООО «Элита-Торг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) и ООО «Элита-Маркетинг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 


УСТАНОВИЛА:

 

 

 Основанием для возбуждения дела № 239-10/02 АЗ от 29.12.2010 послужили материалы проверки ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг», проведенной Орловским УФАС России на основании сообщений физических лиц, публикаций в СМИ в 2010 году (статья «Золотая каша» в газете «Орловская правда» от 20.08.2010, статья «А цены всё выше,  а цены всё круче!» в газете «Орловская правда» от 21.08.2010, статья «Цена жадности» в газете «Орловская правда» от 22.09.2010, статья «Народный контроль действует» в газете «Орловская правда» от 24.09.2010, статья «Укрощение цен» в газете «Орловская правда» от 09.10.2010).

 

 

В результате анализа информации и документов, связанных с закупом зерна гречихи и оптовой торговлей гречневой крупой, предоставленных хозяйствующими субъектами установлено:

 

  <приводятся данные ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» об объемах и ценах закупки зерна гречихи и объемах и отпускных ценах крупы гречневой за январь-октябрь 2010 года>

 

 

Как следует из приведенных выше данных при незначительных изменениях закупочных цен в период февраль-июнь 2010 года оптово-отпускные цены  ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» увеличивались практически параллельно (т.е. действия во временных масштабах были совершены одновременно) и темпы роста оптовых отпускных цен на гречневую крупу опережали темпы роста цен закупки на зерно гречихи. Увеличение отпускных цен произошло за счет повышения торговой наценки (с  83% в январе до 142% к концу июня у ООО «Элита-Маркетинг» и с 96% в январе до 230% к концу июня у ООО «Элита-Торг»), которая включает в том числе и затраты на услуги по выработке крупы.

 

 

  Кроме того, представленные ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» сведения о затратах на производство и реализацию крупы гречневой свидетельствуют о том, что во  втором квартале затраты на услуги по выработке крупы  и стоимость сырья и материалов снизились на 58-60% у первого общества и на 73-75% у второго общества по сравнению с затратами в первом квартале 2010 года. Таким образом, у ООО «Элита-Торг» в период февраль-июль 2010 года, а у ООО «Элита-Маркетинг» в период февраль-июнь 2010 года объективных экономических обстоятельств для повышения отпускных цен на крупу гречневую не было, а изменение обоими хозяйствующими субъектами отпускных цен на гречневую крупу в сторону увеличения (при неизменных ценах на зерно гречихи) свидетельствовало  о скоординированных действиях двух хозяйствующих субъектов.

 

Не согласившись с выводами инспекции, Общества представили в адрес Управления свои возражения, из которых следовало.

 

1. Для признания хозяйствующих субъектов нарушившими положения ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие одновременно нескольких условий: данные действия должны быть совершены на одном товарном рынке, согласованы и совершены одновременно двумя и более хозяйствующими субъектами и при отсутствии обстоятельств в равной степени влияющих на все хозяйствующие субъекты; результат таких действий мог привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» не являются согласованными и заранее известными. Повышение цен происходило в разные даты. Средневзвешенные цены Обществ разнятся. Тенденции повышения схожи, т.к. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» реализуют крупу гречневую производства ООО «Элита», которая выше по параметрам качества, чем требования ГОСТ, и предложений производителей-конкурентов, а соответственно выше и цена на данную продукцию. Оба общества относятся к субъектам малого предпринимательства и деятельность их не оказывает заметного влияния ни на российский рынок, ни на орловский рынок крупы гречневой.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и  ООО «Элита-Торг»  объясняются обстоятельствами в равной мере влияющих на всех участников рынка. К ним относятся:

 

- неурожай 2010 года и недостаточные запасы зерна гречихи в 2009 году;

 

- сокращение объемов производства крупы гречневой в РФ в 2009, 2010 гг.;

 

- сокращение экспорта крупы гречневой РФ в 2009, 2010 гг. и соответственное пропорциональное увеличение мировых цен на крупу гречневую;

 

- политика иных государств, запрещающая вывоз из стран с/х продукции (например, постановление правительства республики Казахстан № 1024 «О введении запрета на вывоз отдельных видов товаров»).

 

Кроме того, по мнению хозяйствующих субъектов, если бы согласованные действия имели бы место, то они должны были быть признаны допустимыми, т.к. действиями данных субъектов не создается возможность для устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

2. В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам. В случаях, когда цены товаров отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров  (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется как цена товара, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Таким образом, налогоплательщики, субъекты предпринимательства, к которым относятся ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг», должны реализовывать продукцию по рыночным ценам.

3. При определении реализационной цены ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» как коммерческие организации, основной целью которых, в соответствии с гражданским кодексом РФ является извлечение прибыли, руководствуясь, не только затратным методом определения реализационной цены. Решающую роль в определении цены играет мониторинг рыночных цен. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» производит подобный мониторинг, опираясь на данные официальных российских зерновых порталов (www.zol.ru, www.roskrupp.ru,   www.furazh.ru),  данные государственных статистических учреждений, например ФГУ «Центр учета в АПК (

 

www.cri.mcx.ru

), отслеживая колебания спроса и предложения в зависимости от изменения цены собственных клиентов.

 

            Таким образом, повышение отпускных цен на крупу гречневую, по мнению обществ, соответствовало тенденции, происходящей на  рынке.

 

         Кроме того, в своих возражениях ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» информировали Управление о том, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

 Орловское УФАС России приказом от 29.12.2010 № 638 возбудило дело № 239-10/02 АЗ в отношении ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».  Определением от 29.12.2010 о назначении дела к рассмотрению заседание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.02.2011 г.

 

4 февраля 2011 года в адрес Управления поступило письмо от 03.02.2011 № 1, подписанное руководителями трёх хозяйствующих субъектов: ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», согласно которому общества просили признать их группой лиц по основаниям, предусмотренным нормами статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

 

7 февраля 2011 года в Управление поступило письмо от 04.02.2011 № 04, подписанное руководителями ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» с ходатайством о переносе даты рассмотрения дела в связи с невозможностью представления документов, запрашиваемых определением о назначении дела к рассмотрению от 29.012.2010 года.

 

Определением об отложении рассмотрения дела от 10.02.2010 года рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ было назначено на 05.04.2011.

 

Определениями от 28.03.2011 года и от 21.06.2011 дело № 239-10/02 АЗ срок рассмотрения дела продлевался на три месяца.

 

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 239-10/02 АЗ 05.04.2011 и 14.06.2011 представители ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» поддержали свою позицию, изложенную в возражениях к акту проверки (в части экономического обоснования повышения отпускных цен на гречневую крупу), и в письме от 04.02.2011 (в части признания их группой лиц).  

 

 

 

 

 

 

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

 

 

ООО «Элита» было создано в 1989 году. Целью создания общества являлось  производство крупы элитного качества, характеристики которой выше, чем показатель ГОСТ.  В настоящий момент группа компаний «Элита» представляет собой несколько предприятий (ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг») занимающихся закупкой, переработкой зерна гречихи, оптовыми поставками крупы гречневой, закупками круп, производством хлопьев не требующих варки и круп быстрого приготовления, фасовкой круп и хлопьев в потребительскую упаковку.

 

ООО «Элита» оказывает услуги по переработке зерна гречихи в крупу гречневую на давальческих условиях. Реализацией готовой продукции занимаются ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг». Для удобства работы с клиентами хозяйственно-финансовая политика обществ такова: ООО «Элита-Торг» работает с НДС, а ООО «Элита-Маркетинг» - без НДС.

 

Крупа гречневая, переработанная и произведенная ООО «Элита» по своим показателям значительно превосходит требования 1 сорта ГОСТ и котируется на рынке как «высококачественная (элитная) брендованная продукция». Данное обстоятельство подтверждается зарегистрированным товарным знаком «Элита-Лаврово»; международным сертификатом IMO (IMO institute of marketing Стокгольм, Швейцария), в соответствии с которым крупа гречневая производства ООО «Элита» является натуральным, качественным, экологически чистым продуктом, разрешенным к поставкам в страны ЕС, Соединенных Штатов Америки, Японии и маркированной как «organic product».

 

 

Продукция компании поставляется в следующие регионы Российской Федерации: Орел, Москва, Курск, Тула, Белгород, Липецк, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону.

 

 

На момент возбуждения дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства  в действиях ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», выразившихся в необоснованном синхронном повышении отпускных цен на крупу гречневую, усматривались признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Причем в письмах, направленных в адрес Орловского УФАС России, общества акцентировали внимание на то, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

Неправильно трактуя норму закона ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» ошибочно полагали, что они не составляют группу лиц. Однако в ходе рассмотрения дела обществами были представлены документы и материалы, свидетельствующие о том, что указанные хозяйствующие субъекты образуют группу лиц в понятии статьи 9 Закона о защите конкуренции, а именно:

 

 

 

1. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

2. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита-Маркетинг» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

3. Указанные в пункте 1 и 2 группы лиц, также составляют собой группу лиц на основании пп.13 и 15 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. указанные физические лица являются родственниками (отец и сын), а также им как участникам (в том числе и <…> – дочь/сестра) принадлежит более 50% акций (долей) ООО «Элита-Маркетинг».

 

4. ООО «Элита-Торг» входит в указанную группу лиц на основании п.8 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. единоличный исполнительный орган общества назначен по предложению директора ООО «Элита». Помимо этого директор ООО «Элита-Торг» - <…> осуществляет функции главного бухгалтера во всех трех обществах.

 

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов  только при условии, что их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны  действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Частью 2 статьи 9 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что установленные этим

Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

 

 

С учетом приведенных норм группа лиц рассматривается как совокупность субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе, как единственное лицо, которое в силу определенных связей с хозяйствующим субъектом способно оказывать влияние на деятельность этого лица или заинтересовано в результатах его деятельности. В отношении группы лиц действует правовой режим единого хозяйствующего субъекта. Названные обстоятельства не предполагают внутри такого единого хозяйствующего субъекта наличие конкурентных отношений.

 

ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг»   применительно к статье 9 Закона о защите конкуренции образуют группу лиц. Данное обстоятельство исключает возможность квалифицировать действия обществ указанных лиц по установлению отпускных цен на гречневую крупу в период с февраля по июнь 2010 года в качестве согласованных применительно к статье 8,

пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

 

Все три  общества относятся к субъектам малого предпринимательства.  В их действиях отсутствуют признаки нарушения  статьи 11 Закона «О защите конкуренции», т.к. они составляют группу лиц и не могут конкурировать между собой; кроме того, группа лиц занимает на товарном рынке долю около <…>  и не может  влиять на ситуацию складывающуюся на рынке, в том числе создавать возможность устранения конкуренции на данном товарном рынке.

 

 

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных действиях ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», а именно осуществление согласованных действий  при установлении оптово-отпускных цен на крупу гречневую.

 

 

 

 

 

Что же касается экономической обоснованности увеличения отпускных цен на гречневую крупу, то Комиссия приходит к следующим выводам.

 

 

Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по оптовой торговле крупой гречневой в Орловской области за 9 месяцев 2010 года. Анализ проводился на основании плана работ Орловского УФАС России на IV квартал 2010 года в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Результаты проведенного анализа показали, что из крупы гречневой, произведенной местными хозяйствующими субъектами, на территории области реализовано около 20%, а 80% крупы поставлено на территорию других регионов РФ. При этом доля ООО «Элита» на региональном товарном рынке  производства гречневой крупы  за 9 месяцев 2010 года составила около <…>. Доля ООО «Элита-Торг», входящего в группу компаний «Элита», в оптовой реализации гречки на территории Орловской области составила около <…>, что подтверждает заявление представителей Обществ о доле компаний в <…>.

 

В соответствии с действующим законодательством цены на продукты питания в Российской Федерации устанавливаются хозяйствующими субъектами и предпринимателями самостоятельно в зависимости от издержек (затрат на производство и реализацию), необходимой для развития прибыли, а также исходя из спроса и предложения. Этим достигается соблюдение прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов с целью развития предпринимательства и экономики в целом.

 

Учитывая, что ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» являются одной группой лиц, а расчеты при проведении проверки проводились по каждому предприятию отдельно, то при подготовке к рассмотрению дела были сделаны расчеты средневзвешенных цен закупки гречихи и цен реализации крупы гречневой в целом по группе лиц.

 

 

Анализ динамики цен закупки зерна гречихи  и оптово-отпускных цен на гречневую крупу за период январь-июнь 2010 года показал, что закупочные цены на зерно за указанный период выросли на 34,7%, а рост оптовых отпускных цен на крупу составил 68,5%.

 

Как показывают представленные хозяйствующими субъектами сведения, объемы реализации гречневой крупы в период с января по июль 2010 года все время снижались. Так, в феврале группой компаний «Элита» было реализовано около <…> тонн  крупы, в марте – <…>, в апреле – <…>, в мае – <…>, в июне  - <…>, в июле – <…>, в августе – <…>, в сентябре – <…>, в октябре – <…>.

 

 

В июле 2010 года предприятие-переработчик ООО «Элита» полностью остановило процесс производства, с целью ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, для подготовки к приемке зерна гречихи нового урожая.

 

 

Остатки урожая 2009 года были проданы в августе 2010 года по ценам сложившимся на рынке крупы гречневой с целью пополнения оборотных средств, необходимых для закупки зерна гречихи урожая 2010 года.

 

 

При установлении отпускных цен на гречневую крупу Общества ориентируются на цены, публикуемые на официальных сайтах, ссылаясь при этом на то, что в случае реализации ими крупы по ценам ниже цен, сложившихся на рынке, это может повлечь ответственность перед налоговыми органами.

 

П

унктом 2 статьи 40 НК РФ установлены основания, при которых налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

 

Одним из таких оснований является отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (

подпункт 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ).

 

 

Исходя из положений данной

 

 

нормы

, отклонение рассчитывается как средневзвешенное значение цен, применяемых налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщик использует заниженные (или завышенные) цены и при этом соблюдает допустимые отклонения или совершает разовую сделку, то основание для контроля цены сделки отсутствует. 

 

 

Приведенные группой компаний «Элита» сведения о ценах на гречневую крупу с официальных сайтов зерновых порталов, государственных статистических учреждений свидетельствуют о том, что отпускные цены компаний «Элита» были ниже рыночных цен на крупу в феврале – на 6-7%, в марте – на 3-7%, в мае – на 3-4%, в апреле – были на уровне рыночных цен, в июне – в среднем на 5% выше цен, сложившихся на рынке.

 

 

Если бы отклонение отпускных цен компании от уровня рыночных цен составляло порядка 15%, что в соответствии с НК РФ не превышает допустимых отклонений, то рост отпускных цен за период с февраля по июнь 2010 года составил бы около 39 - 40% , а не 68,5% как это было фактически, и находился примерно на одном уровне с ростом закупочных цен на зерно гречихи (34,7%).

 

 

Таким образом, Комиссия считает, что у группы компаний «Элита» была возможность устанавливать более низкие отпускные цены на гречневую крупу, чем цены, по которым фактически осуществлялась реализация оптовым покупателям. А значит экономического обоснования повышения оптовых отпускных цен на крупу гречневую в тех размерах, на которые они были повышены в период с февраля по июнь 2010 года у группы компаний «Элита» не было.

 

 

При этом следует отметить, что в целом за 10 месяцев 2010 года темпы роста оптовых отпускных цен на крупу не превышали темпов роста закупочных цен на зерно гречихи. Так, если цена на зерно гречихи за 10 месяцев 2010 выросла в среднем в 3,85 раза, то отпускная цена гречневой крупы выросла в 3,78 раза.

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

 

 

В связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      Л.Н. Бубенцова

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                 Т.М. Шишкина

 

 

 

 

 

И.Н. Володько

 

 

 

 

 

Т.А. Гладких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6513 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 239-10/02 АЗ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6513 [type] => solution [language] => ru [created] => 1315512000 [changed] => 1368722004 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722004 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


 

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

по делу № 239-10/02 АЗ

 

Резолютивная часть оглашена 16 августа  2011 года 

 

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2011 года

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

председатель Комиссии: Бубенцова Л.Н.,   заместитель руководителя управления;    

члены комиссии:  Шишкина Т.М., заместитель начальника отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков; Володько И.Н., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков, Гладких Т.А., специалист-эксперт отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков,                

 

 

 

рассмотрев  дело № 239-10/02 АЗ, возбужденное по признакам нарушения ООО «Элита-Торг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) и ООО «Элита-Маркетинг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 


УСТАНОВИЛА:

 

 

 Основанием для возбуждения дела № 239-10/02 АЗ от 29.12.2010 послужили материалы проверки ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг», проведенной Орловским УФАС России на основании сообщений физических лиц, публикаций в СМИ в 2010 году (статья «Золотая каша» в газете «Орловская правда» от 20.08.2010, статья «А цены всё выше,  а цены всё круче!» в газете «Орловская правда» от 21.08.2010, статья «Цена жадности» в газете «Орловская правда» от 22.09.2010, статья «Народный контроль действует» в газете «Орловская правда» от 24.09.2010, статья «Укрощение цен» в газете «Орловская правда» от 09.10.2010).

 

 

В результате анализа информации и документов, связанных с закупом зерна гречихи и оптовой торговлей гречневой крупой, предоставленных хозяйствующими субъектами установлено:

 

  <приводятся данные ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» об объемах и ценах закупки зерна гречихи и объемах и отпускных ценах крупы гречневой за январь-октябрь 2010 года>

 

 

Как следует из приведенных выше данных при незначительных изменениях закупочных цен в период февраль-июнь 2010 года оптово-отпускные цены  ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» увеличивались практически параллельно (т.е. действия во временных масштабах были совершены одновременно) и темпы роста оптовых отпускных цен на гречневую крупу опережали темпы роста цен закупки на зерно гречихи. Увеличение отпускных цен произошло за счет повышения торговой наценки (с  83% в январе до 142% к концу июня у ООО «Элита-Маркетинг» и с 96% в январе до 230% к концу июня у ООО «Элита-Торг»), которая включает в том числе и затраты на услуги по выработке крупы.

 

 

  Кроме того, представленные ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» сведения о затратах на производство и реализацию крупы гречневой свидетельствуют о том, что во  втором квартале затраты на услуги по выработке крупы  и стоимость сырья и материалов снизились на 58-60% у первого общества и на 73-75% у второго общества по сравнению с затратами в первом квартале 2010 года. Таким образом, у ООО «Элита-Торг» в период февраль-июль 2010 года, а у ООО «Элита-Маркетинг» в период февраль-июнь 2010 года объективных экономических обстоятельств для повышения отпускных цен на крупу гречневую не было, а изменение обоими хозяйствующими субъектами отпускных цен на гречневую крупу в сторону увеличения (при неизменных ценах на зерно гречихи) свидетельствовало  о скоординированных действиях двух хозяйствующих субъектов.

 

Не согласившись с выводами инспекции, Общества представили в адрес Управления свои возражения, из которых следовало.

 

1. Для признания хозяйствующих субъектов нарушившими положения ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие одновременно нескольких условий: данные действия должны быть совершены на одном товарном рынке, согласованы и совершены одновременно двумя и более хозяйствующими субъектами и при отсутствии обстоятельств в равной степени влияющих на все хозяйствующие субъекты; результат таких действий мог привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» не являются согласованными и заранее известными. Повышение цен происходило в разные даты. Средневзвешенные цены Обществ разнятся. Тенденции повышения схожи, т.к. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» реализуют крупу гречневую производства ООО «Элита», которая выше по параметрам качества, чем требования ГОСТ, и предложений производителей-конкурентов, а соответственно выше и цена на данную продукцию. Оба общества относятся к субъектам малого предпринимательства и деятельность их не оказывает заметного влияния ни на российский рынок, ни на орловский рынок крупы гречневой.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и  ООО «Элита-Торг»  объясняются обстоятельствами в равной мере влияющих на всех участников рынка. К ним относятся:

 

- неурожай 2010 года и недостаточные запасы зерна гречихи в 2009 году;

 

- сокращение объемов производства крупы гречневой в РФ в 2009, 2010 гг.;

 

- сокращение экспорта крупы гречневой РФ в 2009, 2010 гг. и соответственное пропорциональное увеличение мировых цен на крупу гречневую;

 

- политика иных государств, запрещающая вывоз из стран с/х продукции (например, постановление правительства республики Казахстан № 1024 «О введении запрета на вывоз отдельных видов товаров»).

 

Кроме того, по мнению хозяйствующих субъектов, если бы согласованные действия имели бы место, то они должны были быть признаны допустимыми, т.к. действиями данных субъектов не создается возможность для устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

2. В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам. В случаях, когда цены товаров отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров  (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется как цена товара, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Таким образом, налогоплательщики, субъекты предпринимательства, к которым относятся ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг», должны реализовывать продукцию по рыночным ценам.

3. При определении реализационной цены ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» как коммерческие организации, основной целью которых, в соответствии с гражданским кодексом РФ является извлечение прибыли, руководствуясь, не только затратным методом определения реализационной цены. Решающую роль в определении цены играет мониторинг рыночных цен. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» производит подобный мониторинг, опираясь на данные официальных российских зерновых порталов (www.zol.ru, www.roskrupp.ru,   www.furazh.ru),  данные государственных статистических учреждений, например ФГУ «Центр учета в АПК (

 

www.cri.mcx.ru

), отслеживая колебания спроса и предложения в зависимости от изменения цены собственных клиентов.

 

            Таким образом, повышение отпускных цен на крупу гречневую, по мнению обществ, соответствовало тенденции, происходящей на  рынке.

 

         Кроме того, в своих возражениях ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» информировали Управление о том, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

 Орловское УФАС России приказом от 29.12.2010 № 638 возбудило дело № 239-10/02 АЗ в отношении ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».  Определением от 29.12.2010 о назначении дела к рассмотрению заседание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.02.2011 г.

 

4 февраля 2011 года в адрес Управления поступило письмо от 03.02.2011 № 1, подписанное руководителями трёх хозяйствующих субъектов: ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», согласно которому общества просили признать их группой лиц по основаниям, предусмотренным нормами статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

 

7 февраля 2011 года в Управление поступило письмо от 04.02.2011 № 04, подписанное руководителями ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» с ходатайством о переносе даты рассмотрения дела в связи с невозможностью представления документов, запрашиваемых определением о назначении дела к рассмотрению от 29.012.2010 года.

 

Определением об отложении рассмотрения дела от 10.02.2010 года рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ было назначено на 05.04.2011.

 

Определениями от 28.03.2011 года и от 21.06.2011 дело № 239-10/02 АЗ срок рассмотрения дела продлевался на три месяца.

 

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 239-10/02 АЗ 05.04.2011 и 14.06.2011 представители ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» поддержали свою позицию, изложенную в возражениях к акту проверки (в части экономического обоснования повышения отпускных цен на гречневую крупу), и в письме от 04.02.2011 (в части признания их группой лиц).  

 

 

 

 

 

 

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

 

 

ООО «Элита» было создано в 1989 году. Целью создания общества являлось  производство крупы элитного качества, характеристики которой выше, чем показатель ГОСТ.  В настоящий момент группа компаний «Элита» представляет собой несколько предприятий (ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг») занимающихся закупкой, переработкой зерна гречихи, оптовыми поставками крупы гречневой, закупками круп, производством хлопьев не требующих варки и круп быстрого приготовления, фасовкой круп и хлопьев в потребительскую упаковку.

 

ООО «Элита» оказывает услуги по переработке зерна гречихи в крупу гречневую на давальческих условиях. Реализацией готовой продукции занимаются ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг». Для удобства работы с клиентами хозяйственно-финансовая политика обществ такова: ООО «Элита-Торг» работает с НДС, а ООО «Элита-Маркетинг» - без НДС.

 

Крупа гречневая, переработанная и произведенная ООО «Элита» по своим показателям значительно превосходит требования 1 сорта ГОСТ и котируется на рынке как «высококачественная (элитная) брендованная продукция». Данное обстоятельство подтверждается зарегистрированным товарным знаком «Элита-Лаврово»; международным сертификатом IMO (IMO institute of marketing Стокгольм, Швейцария), в соответствии с которым крупа гречневая производства ООО «Элита» является натуральным, качественным, экологически чистым продуктом, разрешенным к поставкам в страны ЕС, Соединенных Штатов Америки, Японии и маркированной как «organic product».

 

 

Продукция компании поставляется в следующие регионы Российской Федерации: Орел, Москва, Курск, Тула, Белгород, Липецк, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону.

 

 

На момент возбуждения дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства  в действиях ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», выразившихся в необоснованном синхронном повышении отпускных цен на крупу гречневую, усматривались признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Причем в письмах, направленных в адрес Орловского УФАС России, общества акцентировали внимание на то, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

Неправильно трактуя норму закона ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» ошибочно полагали, что они не составляют группу лиц. Однако в ходе рассмотрения дела обществами были представлены документы и материалы, свидетельствующие о том, что указанные хозяйствующие субъекты образуют группу лиц в понятии статьи 9 Закона о защите конкуренции, а именно:

 

 

 

1. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

2. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита-Маркетинг» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

3. Указанные в пункте 1 и 2 группы лиц, также составляют собой группу лиц на основании пп.13 и 15 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. указанные физические лица являются родственниками (отец и сын), а также им как участникам (в том числе и <…> – дочь/сестра) принадлежит более 50% акций (долей) ООО «Элита-Маркетинг».

 

4. ООО «Элита-Торг» входит в указанную группу лиц на основании п.8 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. единоличный исполнительный орган общества назначен по предложению директора ООО «Элита». Помимо этого директор ООО «Элита-Торг» - <…> осуществляет функции главного бухгалтера во всех трех обществах.

 

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов  только при условии, что их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны  действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Частью 2 статьи 9 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что установленные этим

Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

 

 

С учетом приведенных норм группа лиц рассматривается как совокупность субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе, как единственное лицо, которое в силу определенных связей с хозяйствующим субъектом способно оказывать влияние на деятельность этого лица или заинтересовано в результатах его деятельности. В отношении группы лиц действует правовой режим единого хозяйствующего субъекта. Названные обстоятельства не предполагают внутри такого единого хозяйствующего субъекта наличие конкурентных отношений.

 

ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг»   применительно к статье 9 Закона о защите конкуренции образуют группу лиц. Данное обстоятельство исключает возможность квалифицировать действия обществ указанных лиц по установлению отпускных цен на гречневую крупу в период с февраля по июнь 2010 года в качестве согласованных применительно к статье 8,

пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

 

Все три  общества относятся к субъектам малого предпринимательства.  В их действиях отсутствуют признаки нарушения  статьи 11 Закона «О защите конкуренции», т.к. они составляют группу лиц и не могут конкурировать между собой; кроме того, группа лиц занимает на товарном рынке долю около <…>  и не может  влиять на ситуацию складывающуюся на рынке, в том числе создавать возможность устранения конкуренции на данном товарном рынке.

 

 

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных действиях ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», а именно осуществление согласованных действий  при установлении оптово-отпускных цен на крупу гречневую.

 

 

 

 

 

Что же касается экономической обоснованности увеличения отпускных цен на гречневую крупу, то Комиссия приходит к следующим выводам.

 

 

Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по оптовой торговле крупой гречневой в Орловской области за 9 месяцев 2010 года. Анализ проводился на основании плана работ Орловского УФАС России на IV квартал 2010 года в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Результаты проведенного анализа показали, что из крупы гречневой, произведенной местными хозяйствующими субъектами, на территории области реализовано около 20%, а 80% крупы поставлено на территорию других регионов РФ. При этом доля ООО «Элита» на региональном товарном рынке  производства гречневой крупы  за 9 месяцев 2010 года составила около <…>. Доля ООО «Элита-Торг», входящего в группу компаний «Элита», в оптовой реализации гречки на территории Орловской области составила около <…>, что подтверждает заявление представителей Обществ о доле компаний в <…>.

 

В соответствии с действующим законодательством цены на продукты питания в Российской Федерации устанавливаются хозяйствующими субъектами и предпринимателями самостоятельно в зависимости от издержек (затрат на производство и реализацию), необходимой для развития прибыли, а также исходя из спроса и предложения. Этим достигается соблюдение прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов с целью развития предпринимательства и экономики в целом.

 

Учитывая, что ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» являются одной группой лиц, а расчеты при проведении проверки проводились по каждому предприятию отдельно, то при подготовке к рассмотрению дела были сделаны расчеты средневзвешенных цен закупки гречихи и цен реализации крупы гречневой в целом по группе лиц.

 

 

Анализ динамики цен закупки зерна гречихи  и оптово-отпускных цен на гречневую крупу за период январь-июнь 2010 года показал, что закупочные цены на зерно за указанный период выросли на 34,7%, а рост оптовых отпускных цен на крупу составил 68,5%.

 

Как показывают представленные хозяйствующими субъектами сведения, объемы реализации гречневой крупы в период с января по июль 2010 года все время снижались. Так, в феврале группой компаний «Элита» было реализовано около <…> тонн  крупы, в марте – <…>, в апреле – <…>, в мае – <…>, в июне  - <…>, в июле – <…>, в августе – <…>, в сентябре – <…>, в октябре – <…>.

 

 

В июле 2010 года предприятие-переработчик ООО «Элита» полностью остановило процесс производства, с целью ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, для подготовки к приемке зерна гречихи нового урожая.

 

 

Остатки урожая 2009 года были проданы в августе 2010 года по ценам сложившимся на рынке крупы гречневой с целью пополнения оборотных средств, необходимых для закупки зерна гречихи урожая 2010 года.

 

 

При установлении отпускных цен на гречневую крупу Общества ориентируются на цены, публикуемые на официальных сайтах, ссылаясь при этом на то, что в случае реализации ими крупы по ценам ниже цен, сложившихся на рынке, это может повлечь ответственность перед налоговыми органами.

 

П

унктом 2 статьи 40 НК РФ установлены основания, при которых налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

 

Одним из таких оснований является отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (

подпункт 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ).

 

 

Исходя из положений данной

 

 

нормы

, отклонение рассчитывается как средневзвешенное значение цен, применяемых налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщик использует заниженные (или завышенные) цены и при этом соблюдает допустимые отклонения или совершает разовую сделку, то основание для контроля цены сделки отсутствует. 

 

 

Приведенные группой компаний «Элита» сведения о ценах на гречневую крупу с официальных сайтов зерновых порталов, государственных статистических учреждений свидетельствуют о том, что отпускные цены компаний «Элита» были ниже рыночных цен на крупу в феврале – на 6-7%, в марте – на 3-7%, в мае – на 3-4%, в апреле – были на уровне рыночных цен, в июне – в среднем на 5% выше цен, сложившихся на рынке.

 

 

Если бы отклонение отпускных цен компании от уровня рыночных цен составляло порядка 15%, что в соответствии с НК РФ не превышает допустимых отклонений, то рост отпускных цен за период с февраля по июнь 2010 года составил бы около 39 - 40% , а не 68,5% как это было фактически, и находился примерно на одном уровне с ростом закупочных цен на зерно гречихи (34,7%).

 

 

Таким образом, Комиссия считает, что у группы компаний «Элита» была возможность устанавливать более низкие отпускные цены на гречневую крупу, чем цены, по которым фактически осуществлялась реализация оптовым покупателям. А значит экономического обоснования повышения оптовых отпускных цен на крупу гречневую в тех размерах, на которые они были повышены в период с февраля по июнь 2010 года у группы компаний «Элита» не было.

 

 

При этом следует отметить, что в целом за 10 месяцев 2010 года темпы роста оптовых отпускных цен на крупу не превышали темпов роста закупочных цен на зерно гречихи. Так, если цена на зерно гречихи за 10 месяцев 2010 выросла в среднем в 3,85 раза, то отпускная цена гречневой крупы выросла в 3,78 раза.

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

 

 

В связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      Л.Н. Бубенцова

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                 Т.М. Шишкина

 

 

 

 

 

И.Н. Володько

 

 

 

 

 

Т.А. Гладких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>



 

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

по делу № 239-10/02 АЗ

 

Резолютивная часть оглашена 16 августа  2011 года 

 

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2011 года

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

председатель Комиссии: Бубенцова Л.Н.,   заместитель руководителя управления;    

члены комиссии:  Шишкина Т.М., заместитель начальника отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков; Володько И.Н., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков, Гладких Т.А., специалист-эксперт отдела  антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков,                

 

 

 

рассмотрев  дело № 239-10/02 АЗ, возбужденное по признакам нарушения ООО «Элита-Торг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) и ООО «Элита-Маркетинг» (302521, Орловская обл., Орловский р-н, с. Лаврово, ул. Рабочая, 8) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 Основанием для возбуждения дела № 239-10/02 АЗ от 29.12.2010 послужили материалы проверки ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг», проведенной Орловским УФАС России на основании сообщений физических лиц, публикаций в СМИ в 2010 году (статья «Золотая каша» в газете «Орловская правда» от 20.08.2010, статья «А цены всё выше,  а цены всё круче!» в газете «Орловская правда» от 21.08.2010, статья «Цена жадности» в газете «Орловская правда» от 22.09.2010, статья «Народный контроль действует» в газете «Орловская правда» от 24.09.2010, статья «Укрощение цен» в газете «Орловская правда» от 09.10.2010).

 

 

В результате анализа информации и документов, связанных с закупом зерна гречихи и оптовой торговлей гречневой крупой, предоставленных хозяйствующими субъектами установлено:

 

  <приводятся данные ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» об объемах и ценах закупки зерна гречихи и объемах и отпускных ценах крупы гречневой за январь-октябрь 2010 года>

 

 

Как следует из приведенных выше данных при незначительных изменениях закупочных цен в период февраль-июнь 2010 года оптово-отпускные цены  ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» увеличивались практически параллельно (т.е. действия во временных масштабах были совершены одновременно) и темпы роста оптовых отпускных цен на гречневую крупу опережали темпы роста цен закупки на зерно гречихи. Увеличение отпускных цен произошло за счет повышения торговой наценки (с  83% в январе до 142% к концу июня у ООО «Элита-Маркетинг» и с 96% в январе до 230% к концу июня у ООО «Элита-Торг»), которая включает в том числе и затраты на услуги по выработке крупы.

 

 

  Кроме того, представленные ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» сведения о затратах на производство и реализацию крупы гречневой свидетельствуют о том, что во  втором квартале затраты на услуги по выработке крупы  и стоимость сырья и материалов снизились на 58-60% у первого общества и на 73-75% у второго общества по сравнению с затратами в первом квартале 2010 года. Таким образом, у ООО «Элита-Торг» в период февраль-июль 2010 года, а у ООО «Элита-Маркетинг» в период февраль-июнь 2010 года объективных экономических обстоятельств для повышения отпускных цен на крупу гречневую не было, а изменение обоими хозяйствующими субъектами отпускных цен на гречневую крупу в сторону увеличения (при неизменных ценах на зерно гречихи) свидетельствовало  о скоординированных действиях двух хозяйствующих субъектов.

 

Не согласившись с выводами инспекции, Общества представили в адрес Управления свои возражения, из которых следовало.

 

1. Для признания хозяйствующих субъектов нарушившими положения ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие одновременно нескольких условий: данные действия должны быть совершены на одном товарном рынке, согласованы и совершены одновременно двумя и более хозяйствующими субъектами и при отсутствии обстоятельств в равной степени влияющих на все хозяйствующие субъекты; результат таких действий мог привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» не являются согласованными и заранее известными. Повышение цен происходило в разные даты. Средневзвешенные цены Обществ разнятся. Тенденции повышения схожи, т.к. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» реализуют крупу гречневую производства ООО «Элита», которая выше по параметрам качества, чем требования ГОСТ, и предложений производителей-конкурентов, а соответственно выше и цена на данную продукцию. Оба общества относятся к субъектам малого предпринимательства и деятельность их не оказывает заметного влияния ни на российский рынок, ни на орловский рынок крупы гречневой.

 

Действия ООО «Элита-Маркетинг» и  ООО «Элита-Торг»  объясняются обстоятельствами в равной мере влияющих на всех участников рынка. К ним относятся:

 

- неурожай 2010 года и недостаточные запасы зерна гречихи в 2009 году;

 

- сокращение объемов производства крупы гречневой в РФ в 2009, 2010 гг.;

 

- сокращение экспорта крупы гречневой РФ в 2009, 2010 гг. и соответственное пропорциональное увеличение мировых цен на крупу гречневую;

 

- политика иных государств, запрещающая вывоз из стран с/х продукции (например, постановление правительства республики Казахстан № 1024 «О введении запрета на вывоз отдельных видов товаров»).

 

Кроме того, по мнению хозяйствующих субъектов, если бы согласованные действия имели бы место, то они должны были быть признаны допустимыми, т.к. действиями данных субъектов не создается возможность для устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

2. В соответствии с п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам. В случаях, когда цены товаров отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров  (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Рыночная цена определяется как цена товара, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Таким образом, налогоплательщики, субъекты предпринимательства, к которым относятся ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг», должны реализовывать продукцию по рыночным ценам.

3. При определении реализационной цены ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» как коммерческие организации, основной целью которых, в соответствии с гражданским кодексом РФ является извлечение прибыли, руководствуясь, не только затратным методом определения реализационной цены. Решающую роль в определении цены играет мониторинг рыночных цен. ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» производит подобный мониторинг, опираясь на данные официальных российских зерновых порталов (www.zol.ru, www.roskrupp.ru,   www.furazh.ru),  данные государственных статистических учреждений, например ФГУ «Центр учета в АПК (

 

www.cri.mcx.ru

), отслеживая колебания спроса и предложения в зависимости от изменения цены собственных клиентов.

 

            Таким образом, повышение отпускных цен на крупу гречневую, по мнению обществ, соответствовало тенденции, происходящей на  рынке.

 

         Кроме того, в своих возражениях ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» информировали Управление о том, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

 Орловское УФАС России приказом от 29.12.2010 № 638 возбудило дело № 239-10/02 АЗ в отношении ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».  Определением от 29.12.2010 о назначении дела к рассмотрению заседание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.02.2011 г.

 

4 февраля 2011 года в адрес Управления поступило письмо от 03.02.2011 № 1, подписанное руководителями трёх хозяйствующих субъектов: ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», согласно которому общества просили признать их группой лиц по основаниям, предусмотренным нормами статьи 9 Закона «О защите конкуренции».

 

7 февраля 2011 года в Управление поступило письмо от 04.02.2011 № 04, подписанное руководителями ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» с ходатайством о переносе даты рассмотрения дела в связи с невозможностью представления документов, запрашиваемых определением о назначении дела к рассмотрению от 29.012.2010 года.

 

Определением об отложении рассмотрения дела от 10.02.2010 года рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ было назначено на 05.04.2011.

 

Определениями от 28.03.2011 года и от 21.06.2011 дело № 239-10/02 АЗ срок рассмотрения дела продлевался на три месяца.

 

На заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 239-10/02 АЗ 05.04.2011 и 14.06.2011 представители ООО «Элита», ООО «Элита-Маркетинг» и ООО «Элита-Торг» поддержали свою позицию, изложенную в возражениях к акту проверки (в части экономического обоснования повышения отпускных цен на гречневую крупу), и в письме от 04.02.2011 (в части признания их группой лиц).  

 

 

 

 

 

 

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

 

 

ООО «Элита» было создано в 1989 году. Целью создания общества являлось  производство крупы элитного качества, характеристики которой выше, чем показатель ГОСТ.  В настоящий момент группа компаний «Элита» представляет собой несколько предприятий (ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг») занимающихся закупкой, переработкой зерна гречихи, оптовыми поставками крупы гречневой, закупками круп, производством хлопьев не требующих варки и круп быстрого приготовления, фасовкой круп и хлопьев в потребительскую упаковку.

 

ООО «Элита» оказывает услуги по переработке зерна гречихи в крупу гречневую на давальческих условиях. Реализацией готовой продукции занимаются ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг». Для удобства работы с клиентами хозяйственно-финансовая политика обществ такова: ООО «Элита-Торг» работает с НДС, а ООО «Элита-Маркетинг» - без НДС.

 

Крупа гречневая, переработанная и произведенная ООО «Элита» по своим показателям значительно превосходит требования 1 сорта ГОСТ и котируется на рынке как «высококачественная (элитная) брендованная продукция». Данное обстоятельство подтверждается зарегистрированным товарным знаком «Элита-Лаврово»; международным сертификатом IMO (IMO institute of marketing Стокгольм, Швейцария), в соответствии с которым крупа гречневая производства ООО «Элита» является натуральным, качественным, экологически чистым продуктом, разрешенным к поставкам в страны ЕС, Соединенных Штатов Америки, Японии и маркированной как «organic product».

 

 

Продукция компании поставляется в следующие регионы Российской Федерации: Орел, Москва, Курск, Тула, Белгород, Липецк, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону.

 

 

На момент возбуждения дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства  в действиях ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг», выразившихся в необоснованном синхронном повышении отпускных цен на крупу гречневую, усматривались признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции». Причем в письмах, направленных в адрес Орловского УФАС России, общества акцентировали внимание на то, что между ними отсутствуют договорные или иные хозяйственные отношения.

 

Неправильно трактуя норму закона ООО «Элита», ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» ошибочно полагали, что они не составляют группу лиц. Однако в ходе рассмотрения дела обществами были представлены документы и материалы, свидетельствующие о том, что указанные хозяйствующие субъекты образуют группу лиц в понятии статьи 9 Закона о защите конкуренции, а именно:

 

 

 

1. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

2. Физическое лицо <…> входит в группу лиц с ООО «Элита-Маркетинг» на основании п.3 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», являясь ее единоличным исполнительным органом (директор).

 

3. Указанные в пункте 1 и 2 группы лиц, также составляют собой группу лиц на основании пп.13 и 15 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. указанные физические лица являются родственниками (отец и сын), а также им как участникам (в том числе и <…> – дочь/сестра) принадлежит более 50% акций (долей) ООО «Элита-Маркетинг».

 

4. ООО «Элита-Торг» входит в указанную группу лиц на основании п.8 ч.1 ст.9 Закона «О защите конкуренции», т.к. единоличный исполнительный орган общества назначен по предложению директора ООО «Элита». Помимо этого директор ООО «Элита-Торг» - <…> осуществляет функции главного бухгалтера во всех трех обществах.

 

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

 

Согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов  только при условии, что их действия заранее известны каждому из них, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны  действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Частью 2 статьи 9 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что установленные этим

Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

 

 

С учетом приведенных норм группа лиц рассматривается как совокупность субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе, как единственное лицо, которое в силу определенных связей с хозяйствующим субъектом способно оказывать влияние на деятельность этого лица или заинтересовано в результатах его деятельности. В отношении группы лиц действует правовой режим единого хозяйствующего субъекта. Названные обстоятельства не предполагают внутри такого единого хозяйствующего субъекта наличие конкурентных отношений.

 

ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг»   применительно к статье 9 Закона о защите конкуренции образуют группу лиц. Данное обстоятельство исключает возможность квалифицировать действия обществ указанных лиц по установлению отпускных цен на гречневую крупу в период с февраля по июнь 2010 года в качестве согласованных применительно к статье 8,

пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

 

Все три  общества относятся к субъектам малого предпринимательства.  В их действиях отсутствуют признаки нарушения  статьи 11 Закона «О защите конкуренции», т.к. они составляют группу лиц и не могут конкурировать между собой; кроме того, группа лиц занимает на товарном рынке долю около <…>  и не может  влиять на ситуацию складывающуюся на рынке, в том числе создавать возможность устранения конкуренции на данном товарном рынке.

 

 

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в рассмотренных действиях ООО «Элита», ООО «Элита-Торг», ООО «Элита-Маркетинг» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», а именно осуществление согласованных действий  при установлении оптово-отпускных цен на крупу гречневую.

 

 

 

 

 

Что же касается экономической обоснованности увеличения отпускных цен на гречневую крупу, то Комиссия приходит к следующим выводам.

 

 

Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по оптовой торговле крупой гречневой в Орловской области за 9 месяцев 2010 года. Анализ проводился на основании плана работ Орловского УФАС России на IV квартал 2010 года в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Результаты проведенного анализа показали, что из крупы гречневой, произведенной местными хозяйствующими субъектами, на территории области реализовано около 20%, а 80% крупы поставлено на территорию других регионов РФ. При этом доля ООО «Элита» на региональном товарном рынке  производства гречневой крупы  за 9 месяцев 2010 года составила около <…>. Доля ООО «Элита-Торг», входящего в группу компаний «Элита», в оптовой реализации гречки на территории Орловской области составила около <…>, что подтверждает заявление представителей Обществ о доле компаний в <…>.

 

В соответствии с действующим законодательством цены на продукты питания в Российской Федерации устанавливаются хозяйствующими субъектами и предпринимателями самостоятельно в зависимости от издержек (затрат на производство и реализацию), необходимой для развития прибыли, а также исходя из спроса и предложения. Этим достигается соблюдение прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов с целью развития предпринимательства и экономики в целом.

 

Учитывая, что ООО «Элита-Торг» и ООО «Элита-Маркетинг» являются одной группой лиц, а расчеты при проведении проверки проводились по каждому предприятию отдельно, то при подготовке к рассмотрению дела были сделаны расчеты средневзвешенных цен закупки гречихи и цен реализации крупы гречневой в целом по группе лиц.

 

 

Анализ динамики цен закупки зерна гречихи  и оптово-отпускных цен на гречневую крупу за период январь-июнь 2010 года показал, что закупочные цены на зерно за указанный период выросли на 34,7%, а рост оптовых отпускных цен на крупу составил 68,5%.

 

Как показывают представленные хозяйствующими субъектами сведения, объемы реализации гречневой крупы в период с января по июль 2010 года все время снижались. Так, в феврале группой компаний «Элита» было реализовано около <…> тонн  крупы, в марте – <…>, в апреле – <…>, в мае – <…>, в июне  - <…>, в июле – <…>, в августе – <…>, в сентябре – <…>, в октябре – <…>.

 

 

В июле 2010 года предприятие-переработчик ООО «Элита» полностью остановило процесс производства, с целью ремонта и технического обслуживания технологического оборудования, для подготовки к приемке зерна гречихи нового урожая.

 

 

Остатки урожая 2009 года были проданы в августе 2010 года по ценам сложившимся на рынке крупы гречневой с целью пополнения оборотных средств, необходимых для закупки зерна гречихи урожая 2010 года.

 

 

При установлении отпускных цен на гречневую крупу Общества ориентируются на цены, публикуемые на официальных сайтах, ссылаясь при этом на то, что в случае реализации ими крупы по ценам ниже цен, сложившихся на рынке, это может повлечь ответственность перед налоговыми органами.

 

П

унктом 2 статьи 40 НК РФ установлены основания, при которых налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

 

Одним из таких оснований является отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (

подпункт 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ).

 

 

Исходя из положений данной

 

 

нормы

, отклонение рассчитывается как средневзвешенное значение цен, применяемых налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщик использует заниженные (или завышенные) цены и при этом соблюдает допустимые отклонения или совершает разовую сделку, то основание для контроля цены сделки отсутствует. 

 

 

Приведенные группой компаний «Элита» сведения о ценах на гречневую крупу с официальных сайтов зерновых порталов, государственных статистических учреждений свидетельствуют о том, что отпускные цены компаний «Элита» были ниже рыночных цен на крупу в феврале – на 6-7%, в марте – на 3-7%, в мае – на 3-4%, в апреле – были на уровне рыночных цен, в июне – в среднем на 5% выше цен, сложившихся на рынке.

 

 

Если бы отклонение отпускных цен компании от уровня рыночных цен составляло порядка 15%, что в соответствии с НК РФ не превышает допустимых отклонений, то рост отпускных цен за период с февраля по июнь 2010 года составил бы около 39 - 40% , а не 68,5% как это было фактически, и находился примерно на одном уровне с ростом закупочных цен на зерно гречихи (34,7%).

 

 

Таким образом, Комиссия считает, что у группы компаний «Элита» была возможность устанавливать более низкие отпускные цены на гречневую крупу, чем цены, по которым фактически осуществлялась реализация оптовым покупателям. А значит экономического обоснования повышения оптовых отпускных цен на крупу гречневую в тех размерах, на которые они были повышены в период с февраля по июнь 2010 года у группы компаний «Элита» не было.

 

 

При этом следует отметить, что в целом за 10 месяцев 2010 года темпы роста оптовых отпускных цен на крупу не превышали темпов роста закупочных цен на зерно гречихи. Так, если цена на зерно гречихи за 10 месяцев 2010 выросла в среднем в 3,85 раза, то отпускная цена гречневой крупы выросла в 3,78 раза.

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

 

 

В связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ООО «Элита-Маркетинг», ООО «Элита-Торг» рассмотрение дела № 239-10/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      Л.Н. Бубенцова

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                 Т.М. Шишкина

 

 

 

 

 

И.Н. Володько

 

 

 

 

 

Т.А. Гладких

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Решение по делу № 239-10/02 АЗ в отношении ООО "Элита-торг" и ООО "Элита-маркетинг" [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 239-10/02 АЗ в отношении ООО "Элита-торг" и ООО "Элита-маркетинг"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322138982 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Орловское УФАС России )