Решение по делу142-11/02Т в отношении ООО «Торг-сеть»

Сфера деятельности: Розничная торговля
Номер дела: 142-11/02Т
Дата публикации: 20 декабря 2011, 01:00

 

РЕШЕНИЕ


Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 142-11/02 Т о нарушении Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Комиссия) в составе:
Бубенцовой Л.Н.
-
Заместителя руководителя Управления (председатель Комиссии);

Шишкиной Т.М.
-
Заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Володько И.Н.
-
Главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Юначевой И.Е.
-
Специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии)


при участии в заседании:

от лица Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» Рубцова Игоря Алексеевича директора

рассмотрев дело № 142-11/02 Т по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) в отношении ООО «Торг-сеть» (г. Орел)



УСТАНОВИЛА:



Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть». Проверка проведена с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства в соответствии с поручением ФАС России ИА/23909 от 26.07.2010 г. во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года.

В ходе проверки установлено, что ООО «Торг-сеть» (далее - Общество) осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, напитков и табачных изделий. При этом Обществом устанавливаются разные уровни наценок на товары одной группы, что может привести к созданию дискриминационных условий для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров. Указанные действия содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По вышеуказанным фактам Орловское УФАС России возбудило настоящее дело.

На заседании Комиссии были заслушаны доводы ответчика по делу.

По вопросу установления различных наценок на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов Орловской области и продукцию региональных производителей алкоголя директор ООО «Торг-сеть» пояснил следующее. При реализации алкогольной продукции в магазинах розничной сети торговая наценка устанавливалась следующим образом: на продукцию местных производителей 17-20%, на ввозимую алкогольную продукцию – 25-30%. Установление розничной наценки производилось на основании Постановления администрации Орловской области от 16.03.1994 № 88 «Об утверждении предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к свободным отпускным ценам на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения». Согласно приложению 1 к данному Постановлению на продукцию, поставляемую местными предприятиями – изготовителями, другими юридическими и физическими лицами, а именно на водку установлен следующий предельный размер торговой надбавки к оптовой (отпускной) цене (цене закупки) для города – 17%, для села – 22%. Однако о том, что данное постановление утратило силу с 13.08.2002 года Обществу известно не было. Кроме того, из всех поставщиков, с которыми Обществом заключены договоры поставки продукции, только 2 или 3 поставщика осуществляют поставку алкогольной продукции в том числе, произведенной на территории Орловской области. На момент рассмотрения дела розничная наценка на продукцию местных производителей и ввозимую алкогольную продукцию устанавливается Обществом единообразно. Числящаяся на товарном складе алкогольная продукция переоценена.

Заслушав доклад члена Комиссии, обсудив доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимосвязь, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Понятие продовольственных товаров приведено в пункте 9 статьи 2 Закона о торговле: продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».




Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия определяются как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Общество с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети. Торговые точки – магазины общества в количестве 4 единиц расположены на территории г. Орла: магазин «Комсомольский» - г. Орел, ул. Комсомольская, д. 238; магазин «Студенческий» - г. Орел, ул. Веселая, д. 24; магазин «На Шаумяна» - г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, д. 32; магазин – г. Орел, ул. Карачевская, д. 109.

При реализации товаров к закупочной цене в магазинах розничной сети ООО «Торг-сеть» торговая наценка устанавливается следующим образом:

магазин «Комсомольский»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; водка местных производителей – 20%;

магазин «Студенческий»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 32%; водка местных производителей – 20%;

магазин «На Шаумяна»: водка, вино, коньяки – 30%; слабоалкогольные напитки – 25%; водка местных производителей – 17%;

магазин: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; настойки и наливки до 25% – 25%; водка местных производителей – 17 - 20%.

Представленные сведения свидетельствуют о том, что на алкогольную продукцию местных производителей Обществом устанавливается торговая наценка гораздо ниже, чем на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов области. В связи с чем, розничные цены на алкоголь местных производителей являются одними из самых низких.




По мнению Комиссии, установление минимальных торговых наценок на товары отдельного поставщика (производителя) способствует максимальному росту объемов товарооборота по продукции данного поставщика (производителя), ускоряет оборачиваемость запасов, что требует дополнительных закупок продукции и, как следствие, влечет получение поставщиком дополнительных доходов и прибыли от деятельности на рынке реализации данного вида товара.

Следовательно, поставщикам, рассчитывавшим на увеличение товарооборота в связи с поставкой товара по более низким ценам, в результате действий ООО «Торг-сеть» по установлению более высоких наценок по сравнению с прочими поставщиками аналогичного товара были созданы дискриминационные условия, не давшие им возможность достичь желаемых результатов их хозяйственной деятельности.

Таким образом, подобное поведение ООО «Торг-сеть», выразившееся в установлении разного уровня наценок на товары одной группы, создает дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети запрещается создавать дискриминационные условия.

Следовательно, действия ООО «Торг-сеть» по установлению разного уровня наценок на товары одной группы (водка), создают дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров и нарушают требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

До рассмотрения дела по существу ООО «Торг-сеть» предприняло действия по устранению выявленных нарушений: на продукцию однородной группы товаров различных производителей Обществом устанавливается единая торговая наценка, что свидетельствует о добровольном устранении выявленного нарушения.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что предпринятые ООО «Торг-сеть» действия по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольных правил Закона о торговле достаточны для устранений нарушений и их последствий, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьи 23, части 1 статьи 39, части 1-4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48, части 1 статьи 49, Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия


РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Торг-сеть», осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть, путем установления различного уровня торговой наценки на товары одной группы.

2. Производство по делу № 142-11/02 Т в отношении ООО «Торг-сеть» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

stdClass Object ( [vid] => 6855 [uid] => 5 [title] => Решение по делу142-11/02Т в отношении ООО «Торг-сеть» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6855 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324375380 [changed] => 1368722004 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722004 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ


Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 142-11/02 Т о нарушении Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Комиссия) в составе:
Бубенцовой Л.Н.
-
Заместителя руководителя Управления (председатель Комиссии);

Шишкиной Т.М.
-
Заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Володько И.Н.
-
Главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Юначевой И.Е.
-
Специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии)


при участии в заседании:

от лица Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» Рубцова Игоря Алексеевича директора

рассмотрев дело № 142-11/02 Т по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) в отношении ООО «Торг-сеть» (г. Орел)



УСТАНОВИЛА:



Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть». Проверка проведена с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства в соответствии с поручением ФАС России ИА/23909 от 26.07.2010 г. во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года.

В ходе проверки установлено, что ООО «Торг-сеть» (далее - Общество) осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, напитков и табачных изделий. При этом Обществом устанавливаются разные уровни наценок на товары одной группы, что может привести к созданию дискриминационных условий для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров. Указанные действия содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По вышеуказанным фактам Орловское УФАС России возбудило настоящее дело.

На заседании Комиссии были заслушаны доводы ответчика по делу.

По вопросу установления различных наценок на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов Орловской области и продукцию региональных производителей алкоголя директор ООО «Торг-сеть» пояснил следующее. При реализации алкогольной продукции в магазинах розничной сети торговая наценка устанавливалась следующим образом: на продукцию местных производителей 17-20%, на ввозимую алкогольную продукцию – 25-30%. Установление розничной наценки производилось на основании Постановления администрации Орловской области от 16.03.1994 № 88 «Об утверждении предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к свободным отпускным ценам на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения». Согласно приложению 1 к данному Постановлению на продукцию, поставляемую местными предприятиями – изготовителями, другими юридическими и физическими лицами, а именно на водку установлен следующий предельный размер торговой надбавки к оптовой (отпускной) цене (цене закупки) для города – 17%, для села – 22%. Однако о том, что данное постановление утратило силу с 13.08.2002 года Обществу известно не было. Кроме того, из всех поставщиков, с которыми Обществом заключены договоры поставки продукции, только 2 или 3 поставщика осуществляют поставку алкогольной продукции в том числе, произведенной на территории Орловской области. На момент рассмотрения дела розничная наценка на продукцию местных производителей и ввозимую алкогольную продукцию устанавливается Обществом единообразно. Числящаяся на товарном складе алкогольная продукция переоценена.

Заслушав доклад члена Комиссии, обсудив доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимосвязь, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Понятие продовольственных товаров приведено в пункте 9 статьи 2 Закона о торговле: продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».




Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия определяются как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Общество с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети. Торговые точки – магазины общества в количестве 4 единиц расположены на территории г. Орла: магазин «Комсомольский» - г. Орел, ул. Комсомольская, д. 238; магазин «Студенческий» - г. Орел, ул. Веселая, д. 24; магазин «На Шаумяна» - г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, д. 32; магазин – г. Орел, ул. Карачевская, д. 109.

При реализации товаров к закупочной цене в магазинах розничной сети ООО «Торг-сеть» торговая наценка устанавливается следующим образом:

магазин «Комсомольский»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; водка местных производителей – 20%;

магазин «Студенческий»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 32%; водка местных производителей – 20%;

магазин «На Шаумяна»: водка, вино, коньяки – 30%; слабоалкогольные напитки – 25%; водка местных производителей – 17%;

магазин: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; настойки и наливки до 25% – 25%; водка местных производителей – 17 - 20%.

Представленные сведения свидетельствуют о том, что на алкогольную продукцию местных производителей Обществом устанавливается торговая наценка гораздо ниже, чем на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов области. В связи с чем, розничные цены на алкоголь местных производителей являются одними из самых низких.




По мнению Комиссии, установление минимальных торговых наценок на товары отдельного поставщика (производителя) способствует максимальному росту объемов товарооборота по продукции данного поставщика (производителя), ускоряет оборачиваемость запасов, что требует дополнительных закупок продукции и, как следствие, влечет получение поставщиком дополнительных доходов и прибыли от деятельности на рынке реализации данного вида товара.

Следовательно, поставщикам, рассчитывавшим на увеличение товарооборота в связи с поставкой товара по более низким ценам, в результате действий ООО «Торг-сеть» по установлению более высоких наценок по сравнению с прочими поставщиками аналогичного товара были созданы дискриминационные условия, не давшие им возможность достичь желаемых результатов их хозяйственной деятельности.

Таким образом, подобное поведение ООО «Торг-сеть», выразившееся в установлении разного уровня наценок на товары одной группы, создает дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети запрещается создавать дискриминационные условия.

Следовательно, действия ООО «Торг-сеть» по установлению разного уровня наценок на товары одной группы (водка), создают дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров и нарушают требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

До рассмотрения дела по существу ООО «Торг-сеть» предприняло действия по устранению выявленных нарушений: на продукцию однородной группы товаров различных производителей Обществом устанавливается единая торговая наценка, что свидетельствует о добровольном устранении выявленного нарушения.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что предпринятые ООО «Торг-сеть» действия по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольных правил Закона о торговле достаточны для устранений нарушений и их последствий, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьи 23, части 1 статьи 39, части 1-4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48, части 1 статьи 49, Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия


РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Торг-сеть», осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть, путем установления различного уровня торговой наценки на товары одной группы.

2. Производство по делу № 142-11/02 Т в отношении ООО «Торг-сеть» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 142-11/02 Т о нарушении Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Комиссия) в составе:
Бубенцовой Л.Н.
-
Заместителя руководителя Управления (председатель Комиссии);

Шишкиной Т.М.
-
Заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Володько И.Н.
-
Главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии);

Юначевой И.Е.
-
Специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков (член Комиссии)

при участии в заседании:

от лица Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» Рубцова Игоря Алексеевича директора

рассмотрев дело № 142-11/02 Т по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) в отношении ООО «Торг-сеть» (г. Орел)

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Торг-сеть». Проверка проведена с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства в соответствии с поручением ФАС России ИА/23909 от 26.07.2010 г. во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова, данного на заседании рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 22 июля 2010 года.

В ходе проверки установлено, что ООО «Торг-сеть» (далее - Общество) осуществляет розничную продажу алкогольной продукции, напитков и табачных изделий. При этом Обществом устанавливаются разные уровни наценок на товары одной группы, что может привести к созданию дискриминационных условий для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров. Указанные действия содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По вышеуказанным фактам Орловское УФАС России возбудило настоящее дело.

На заседании Комиссии были заслушаны доводы ответчика по делу.

По вопросу установления различных наценок на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов Орловской области и продукцию региональных производителей алкоголя директор ООО «Торг-сеть» пояснил следующее. При реализации алкогольной продукции в магазинах розничной сети торговая наценка устанавливалась следующим образом: на продукцию местных производителей 17-20%, на ввозимую алкогольную продукцию – 25-30%. Установление розничной наценки производилось на основании Постановления администрации Орловской области от 16.03.1994 № 88 «Об утверждении предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок к свободным отпускным ценам на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения». Согласно приложению 1 к данному Постановлению на продукцию, поставляемую местными предприятиями – изготовителями, другими юридическими и физическими лицами, а именно на водку установлен следующий предельный размер торговой надбавки к оптовой (отпускной) цене (цене закупки) для города – 17%, для села – 22%. Однако о том, что данное постановление утратило силу с 13.08.2002 года Обществу известно не было. Кроме того, из всех поставщиков, с которыми Обществом заключены договоры поставки продукции, только 2 или 3 поставщика осуществляют поставку алкогольной продукции в том числе, произведенной на территории Орловской области. На момент рассмотрения дела розничная наценка на продукцию местных производителей и ввозимую алкогольную продукцию устанавливается Обществом единообразно. Числящаяся на товарном складе алкогольная продукция переоценена.

Заслушав доклад члена Комиссии, обсудив доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимосвязь, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Понятие продовольственных товаров приведено в пункте 9 статьи 2 Закона о торговле: продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия определяются как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Общество с ограниченной ответственностью «Торг-сеть» - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети. Торговые точки – магазины общества в количестве 4 единиц расположены на территории г. Орла: магазин «Комсомольский» - г. Орел, ул. Комсомольская, д. 238; магазин «Студенческий» - г. Орел, ул. Веселая, д. 24; магазин «На Шаумяна» - г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, д. 32; магазин – г. Орел, ул. Карачевская, д. 109.

При реализации товаров к закупочной цене в магазинах розничной сети ООО «Торг-сеть» торговая наценка устанавливается следующим образом:

магазин «Комсомольский»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; водка местных производителей – 20%;

магазин «Студенческий»: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 32%; водка местных производителей – 20%;

магазин «На Шаумяна»: водка, вино, коньяки – 30%; слабоалкогольные напитки – 25%; водка местных производителей – 17%;

магазин: водка, вино, коньяки, слабоалкогольные напитки – 30%; настойки и наливки до 25% – 25%; водка местных производителей – 17 - 20%.

Представленные сведения свидетельствуют о том, что на алкогольную продукцию местных производителей Обществом устанавливается торговая наценка гораздо ниже, чем на алкогольную продукцию, ввозимую из-за пределов области. В связи с чем, розничные цены на алкоголь местных производителей являются одними из самых низких.

По мнению Комиссии, установление минимальных торговых наценок на товары отдельного поставщика (производителя) способствует максимальному росту объемов товарооборота по продукции данного поставщика (производителя), ускоряет оборачиваемость запасов, что требует дополнительных закупок продукции и, как следствие, влечет получение поставщиком дополнительных доходов и прибыли от деятельности на рынке реализации данного вида товара.

Следовательно, поставщикам, рассчитывавшим на увеличение товарооборота в связи с поставкой товара по более низким ценам, в результате действий ООО «Торг-сеть» по установлению более высоких наценок по сравнению с прочими поставщиками аналогичного товара были созданы дискриминационные условия, не давшие им возможность достичь желаемых результатов их хозяйственной деятельности.

Таким образом, подобное поведение ООО «Торг-сеть», выразившееся в установлении разного уровня наценок на товары одной группы, создает дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети запрещается создавать дискриминационные условия.

Следовательно, действия ООО «Торг-сеть» по установлению разного уровня наценок на товары одной группы (водка), создают дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров и нарушают требования антимонопольного законодательства, установленные пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

До рассмотрения дела по существу ООО «Торг-сеть» предприняло действия по устранению выявленных нарушений: на продукцию однородной группы товаров различных производителей Обществом устанавливается единая торговая наценка, что свидетельствует о добровольном устранении выявленного нарушения.

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что предпринятые ООО «Торг-сеть» действия по добровольному устранению выявленных нарушений антимонопольных правил Закона о торговле достаточны для устранений нарушений и их последствий, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статьи 23, части 1 статьи 39, части 1-4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48, части 1 статьи 49, Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Торг-сеть», осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговую сеть, путем установления различного уровня торговой наценки на товары одной группы.

2. Производство по делу № 142-11/02 Т в отношении ООО «Торг-сеть» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 142-11/02Т [format] => [safe_value] => 142-11/02Т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-19 21:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-08 20:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324375380 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Орловское УФАС России )