• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016 ГОД

АНАЛИТИЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ

ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ 

НА  РОЗНИЧНОМ  РЫНКЕ  АВТОМОБИЛЬНЫХ  БЕНЗИНОВ ОРЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ ЗА  2016 ГОД

 

 

Содержание

 

                                              

  1. Общие положения                                                                        
    1. Основание и цель исследования                                         
    2. Источники исходной информации                                              
  2. Временной интервал исследования товарного рынка                        
  3. Продуктовые границы рынка                                                               
  4. Географические границы рынка                                                 
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке        
  6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке        
  7. Уровень концентрации товарного рынка                                            
  8. Барьеры входа на товарный рынок                                                     
  9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения

 

  1. Основание и цель исследования

Основанием для исследования послужил приказ ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» (далее – План), которым предусмотрено проведение анализа состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов.

Целью проведения анализа состояния конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является: установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональном рынке.

Анализ и оценка состояния конкуренции на товарных рынках и установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов осуществлены в соответствии с:

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Порядком проведения состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок);

 

  1. Источники исходной информации

В качестве исходной информации использованы:

1. общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст;

2. сведения, представленные:

- Управлением Министерства внутренних дел России по Орловской области;

- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Управление Росреестра по Орловской области);

- администрациями муниципальных образований Орловской области;

3. сведения об объемах розничной реализации нефтепродуктов за 2016 год, представленные участниками рынка.

 

  1. Временной интервала исследования товарного рынка

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год.

Согласно приказу ФАС России от 06.12.2013 № 823/13 «О внесении изменений в План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденный приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12» и в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, разработанных Управлением регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России, временной интервал исследования определен как период 01.01.2016-31.12.2016.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением  (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяет область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002 гласит: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями…».

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99, ТУ 38.001165-2003), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

  •  

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее – ОЧ).

ПО ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы:

  • низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80
  • высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

         Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкция по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя  и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и т.п.) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

В целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка.  К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

         Определение в соответствии с пунктом 3.7 Порядка взаимозаменяемости розничной реализации автомобильных бензинов, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, позволяют определить розничную реализацию автомобильных бензинов как не имеющую заменителей.

         На территории Орловской области реализуются следующие марки бензинов: АИ-92, АИ-95, АИ-98, структура их реализации разнородна. Наибольшим спросом у потребителей пользуется автомобильный бензин марки АИ-92, в меньшей степени приобретается бензин марки АИ-98.      Исходя из того, что в Орловской области потребность в бензине марки АИ-98 незначительная (менее 1% от общего объема автомобильных бензинов, реализуемых на территории региона), проведение анализа по данному виду (марке) нефтепродукта  является не актуальным.

         В связи с изложенным продуктовые границы розничного рынка автомобильных бензинов определены марками АИ-92 и АИ-95 раздельно.

 

  1. Географические границы товарного рынка

В соответствии с разделом IV Порядка географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложенияи сводятся к определению территории, на которой с одной стороны покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее – АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов. В качестве географических границ исследования региональной розничной реализации автомобильных бензинов приняты административные границы (территория) Орловской области.

В связи со специфическим характером товара потребители сами едут на АЗС для заправки. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Для покупателей дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денег) и времени, так как потребление товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто.

Автозаправочные станции располагаются обычно вдоль дорог и трасс с большим потоком движения транспорта. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Таким образом, рынки розничной продажи автомобильных бензинов для конкретного потребителя в основном локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля.

Маршруты следования автотранспорта подразделяются на внутригородские, пригородные, межрайонные, межобластные. Розничный рынок автомобильных бензинов является обеспечивающим рынком по отношению к рынку автомобильных перевозок (грузовых и пассажирских), соответственно, можно выделить отдельные географические рынки: городские (рынки отдельных населенных пунктов), пригородные и областные розничные рынки автомобильных бензинов (АЗС на трассах).

Таким образом, в Орловской области можно выявить множество розничных локальных рынков автомобильных бензинов.

В качестве предварительных географических границ локальных розничных рынков автомобильных бензинов с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры приняты административные границы муниципальных образований (районов) Орловской области. Предполагалось, что в пределах этих границ пролегают основные маршруты регулярного движения автотранспорта предприятий и организаций, имеющих своим местонахождением соответствующее муниципальное образование, а также частного автотранспорта, владельцы которого проживают в данном муниципальном образовании.

Уточнение географических границ локальных розничных рынков автомобильных бензинов производилось путем оценки экономической возможности приобретения бензинов потребителем в соответствии с пунктами 4.2-4.4 Порядка.

Были проанализированы особенности географического расположения пунктов розничной реализации нефтепродуктов – стационарных АЗС с точки зрения организационно-транспортных схем приобретения автомобильных бензинов потребителем. АЗС размещены по территории области весьма неравномерно. Это объясняется несколькими причинами:

1) по территории Орловской области проходит автомобильная трасса федерального значения – М2 «Крым», пересекающая ее с севера на юг по территориям 4 муниципальных образований. Соответственно значительная часть АЗС дислоцируется вдоль указанной магистрали.

2) сосредоточение промышленных предприятий в нескольких промышленных зонах, к которым относятся  г. Мценск, г. Ливны, г. Орел (предприятия машиностроения, пищевой промышленности, производство строительных материалов). В этих городах наблюдается повышенная концентрация АЗС.

3) в районах Орловской области, не относящихся к развитым промышленным зонам и удаленным от федеральной трассы, АЗС дислоцируются, как правило, вблизи районных центров. Протяженность районов в Орловской области (с севера на юг и с запада на восток) составляет  в среднем около 40 км.

Оценка издержек потребителей на приобретение нефтепродуктов оценивалась в соответствии с п. 4.3 Порядка с учетом следующего:

- данных о количественном  составе автопарка региона, представленным УГИБДД УВД Орловской области  и приведенных в приложении 2 к аналитическому отчету, легковой автотранспорт составляет 77% от общей численности автопарка. В связи с этим, оценка издержек производилась применительно к легковому автотранспорту. Средний объем однократного приобретения автомобильного бензина (разовой заправки) принят равным 40 л (средней емкости бензобака легкового автомобиля). Средний расход топлива автотранспортного средства составляет 10 л на 100 км пути.

- оценки величины издержек потребителей при приобретении топлива на АЗС, расположенных внутри предварительно определенных географических границ (границ муниципального образования)   и на АЗС, расположенных вне границ муниципального образования (в соседнем муниципальном образовании). Пример произведенных расчетов приведен в таблице (приложение 1 к аналитическому отчету).

Из проведенных расчетов следует, что приобретать нефтепродукты потребителям экономически выгодно на территории своего муниципального образования (места жительства), т.к. доля издержек при приобретении нефтепродуктов на АЗС, расположенных в другом муниципальном образовании, в большинстве случаев, оказывается более 10%. И связано это, в одном случае, с удаленностью АЗС от места постоянного дислоцирования покупателя; в другом случае, более высокой стоимостью нефтепродуктов на этих АЗС.   

Сведения о локальных рынках автомобильных бензинов, приведены в Приложении 2 к аналитическому отчету.

 

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках автомобильных бензинов, определялся в соответствии с разделом V Порядка.

5.1 Покупатели.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются:

  • физические лица, имеющие в собственности (аренде) автотранспортные средства;
  • юридические лица, приобретающие моторное топливо для обеспечения собственного автопарка (автотранспортные предприятия, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках; хозяйствующие субъекты, любого вида деятельности, имеющие на балансе автопарк;  транзитные автотранспортные средства).

За период 2014-2016 гг. состав автопаркарегиона увеличился на 18792 единицы техники (на 5,9%), в основном за счет роста количества легковых автомобилей – 17904 ед. (7,4%).

  • .

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на автозаправочных станциях в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, путем отпуска в баки автотранспортных средств и тару розничных потребителей.

Перечень продавцов, действующих на региональном розничном рынке бензина автомобильного Орловской области установлен Орловским УФАС на основе всей доступной информации (информация, представленная администрациями муниципальных образований; сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Управления Росреестра по Орловской области) является достаточным, чтобы установить доли крупнейших хозяйствующих субъектов, в том числе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на региональном рынке, включены продавцы, осуществляющие постоянную реализацию нефтепродуктов через автозаправочные станции.

При этом следует отметить, что состав участников розничного рынка в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также сменой прав собственности.

Перечень основных хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке бензина автомобильного Орловской области в анализируемый период представлен в приложении 3 к аналитическому отчету.

Орловская область включает в себя  24 административных района. Согласно п.4.3 Порядка уточненные географические границы локальных рынков в 18 случаях из 24 соответствуют принятым административным границам муниципальных образований:

  1. Болховский район,
  2. Дмитровский район,
  3. Должанский район,
  4. Знаменский район,
  5. Колпнянский район,
  6. Краснозоренский район,
  7. Кромской район,
  8. Корсаковский район,
  9. Ливенский район (в т.ч. г.Ливны),
  10.  Мценский район (в т.ч. г. Мценск),
  11.  Орловский район (в т.ч. г. Орел),
  12.  Покровский район,
  13.  Свердловский район,
  14.  Сосковский район,
  15.  Троснянский район,
  16.  Урицкий район,
  17.  Хотынецкий район,
  18.  Шаблыкинский район.

Несколько муниципальных образований объединены в три локальных рынка:

  1. локальный рынок Верховский и Новодеревеньковский районы;
  2. локальный рынок Глазуновский и Малоархангельский районы;
  3. локальный рынок Залегощенский и Новосильский районы.

Таким образом, на территории Орловской области в анализируемом периоде функционировал21 локальный рынок автомобильных бензинов, определенных с учетом возможности (целесообразности) приобретения потребителями моторного топлива, не неся при этом дополнительных затрат.

Перечни хозяйствующих субъектов – продавцов, на каждом из локальных розничных рынков автомобильных бензинов, приведены в приложении 2  к аналитическому отчету.

В ходе анализа установлено, что на территории Орловской области функционирует около 100 АЗС (без учета АЗС, которые используются для собственных нужд их владельцев), принадлежащих на праве собственности или аренды 28 хозяйствующим субъектам. 

На территории Орловской области деятельность в качестве участников розничного рынка автомобильных бензинов осуществляет два оператора, входящие в структуру ВИНК: один из них входят в структуру ПАО «НК «Роснефть»  (АО «Орелнефтепродукт» - 46% от общего количества АЗС региона; 40 АЗС работают по брендом «Роснефть», 6 АЗС – под брендом «ТНК»), один – в структуру ПАО «Газпром нефть» (ООО «Газэнергосеть розница») – 16% от общего количества региональных АЗС.

АЗС города Орла и районов области в зависимости от принадлежности  (непринадлежности) к ВИНК  существенно дифференцированы по внешнему виду, наличию современного оборудования, дополнительных услуг, применению различных способов оплаты и, как следствие, различны объемы реализации нефтепродуктов.

Большинство участников рынка (20 из 28) реализуют топливо через единственную, находящуюся в эксплуатации, АЗС.

 

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с разделом VI Порядка в качестве основного показателядля расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на розничных рынках автомобильных бензинов использован объем продаж в натуральном выражении (литры).

Объем товарного рынка определялся как сумма объемов продаж автомобильных бензинов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ.

Объемы товарного рынкаи доли хозяйствующих субъектов рассчитаны для каждого из рынков розничной реализации автомобильных бензинов соответственно установленным для них продуктовым границам.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы розничных товарных рынков бензина автомобильного, а также доли хозяйствующих субъектов на этих рынках приведены в к аналитическому отчету.

Результаты расчетов долей хозяйствующих субъектов на каждом розничном локальном рынке автомобильных бензинов приведены к аналитическому отчету.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации CR3 – сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели рыночной концентрации, рассчитаны в соответствии с пунктом 7.1 Порядка, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

 

  •  

 

 

Показатели уровня концентрации

 

2016 год

  1.  

 

Коэффициент рыночной концентрации CR2

  1.  
  1.  

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

 

  1.  
  1.  

 

Уровень концентрации товарного рынка

  •  

 

Результаты расчетов показателей концентрации каждого из исследованных розничных локальных рынков автомобильных бензинов приведены в к настоящему аналитическому отчету.

 

  1. Барьеры входа на товарный рынок

          Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации нефтепродуктов требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС, или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические, а в случае строительства новой АЗС и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок. 

В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов – участников розничных рынков нефтепродуктов показывает, что уход с рынка хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа новых хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС остается практически неизменным.

Наличие среди действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов нескольких предприятий, входящих в ВИНК, не создает каких-либо заметных ограничений для входа на рынок независимых продавцов.

В ходе проведения анализа административных барьеров, препятствующих розничным продавцам приобретать нефтепродукты (бензины автомобильные) в различных регионах Российской Федерации, не выявлено. Нефтепродукты в область поставляются автомобильным, железнодорожным транспортом и с использованием трубопровода. Нет также административных барьеров, мешающих приобретению нефтепродуктов потребителями из других регионов Российской Федерации.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Проведенный анализ состояния конкуренции на рынках автомобильных бензинов в Орловской области в период 01.01.2016-31.12.2016 позволяет сделать следующие выводы.

  1. Большим спросом на региональном рынке автомобильных бензинов у потребителей пользуется бензин марки АИ-92 (74,2%), вторым по популярности следует бензин марки АИ-95 (около 25,3%). Потребность в такой марке бензина как АИ-98 составляет менее 0,5%.

 

  1. На региональном розничном рынке автомобильных бензинов присутствуют как «сильные игроки», владеющие широкой сетью АЗС, так и достаточно большое количество независимых трейдеров, владеющих одной-двумя автозаправочными станциями.
  2. В 2016 году на розничном рынке нефтепродуктов, в т.ч. автомобильных бензинов, присутствовали две ВИНК: Роснефть (46 АЗК/АЗС – АО «Орелнефтепродукт») и Газпром нефть (16 АЗС – ООО «Газэнергосеть розница»). 

Положение той или иной нефтяной компании на рынке Орловской области, показывает, что доля хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц ПАО «НК «Роснефть», составила около <…>, доля ПАО «Газпром нефть» составила – <…>. Доли розничной реализации нефтепродуктов остальных участников регионального рынка в общем объеме продаж являются незначительными. При этом на территории области присутствует ценовая конкуренция среди ВИНК.

Показатели рыночной концентрации розничного регионального рынка автомобильных бензинов указывают на высокий уровень концентрации товарного рынка и свидетельствуют о неравномерности присутствия на данном рынке хозяйствующих субъектов, действующих в качестве продавцов, или о разномасштабности их деятельности.

  1. Орловская область состоит из 24 административных районов. При этом, на ее территории функционирует 21 локальный рынок розничной реализации нефтепродуктов. Это объясняется тем, что в отдельных случаях несколько административных районов,  при определении возможности (целесообразности) приобретения потребителями автомобильных бензинов без дополнительных затрат, были объединены в  один локальный рынок нефтепродуктов.

5. На основании проведенного анализа установлено, что локальные рынки розничной реализации автомобильных бензинов Орловской области в большей части относятся к рынкам с недостаточно развитой или неразвитой конкуренцией:

- 11 локальных рынков автомобильных бензинов относятся к рынкам с отсутствием конкуренции: монопольный уровень концентрации, наличие всего одного участника с признаками абсолютного доминирования (100%). На 5 из них доминирование принадлежит независимым участникам рынка.

- 9 локальных рынков розничной реализации автомобильных бензинов следует отнести к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Они характеризуются высоким уровнем концентрации, на них присутствует в основном 2 до 6 хозяйствующих субъектов, при этом один из них с признаками индивидуального доминирования (рыночная доля более 50%).

- на 1 локальном рынке (Орловский район, включая г. Орел) число участников значительно превышает количество участников на остальных локальных рынках - 13 продавцов и нет доминирующих хозяйствующих субъектов.

На 16 из 21 установленных локальных рынках розничной реализации автомобильных бензинов присутствует хозяйствующий субъект, входящий в группу лиц ВИНК Роснефть - АО «Орелнефтепродукт».  

Несмотря на значительное количество хозяйствующих субъектов (28 ед.), осуществлявших в анализируемый период деятельность на розничном рынке автомобильных бензинов в Орловской области, максимальную долю на розничном рынке занимает АО «Орелнефтепродукт», положение которого в соответствии с требованиями, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» можно определить как доминирующее.

Являясь основным оптовым поставщиком автомобильных бензинов в Орловскую область, АО «Орелнефтепродукт» обеспечивает топливом значительную часть региональных трейдеров. При этом Общество является для них основным конкурентом на розничном рынке. Главным преимуществом АО «Орелнефтепродукт» является широкая сеть АЗС, расположенных по всей территории региона, наличие современного оборудования, дополнительных услуг, бесперебойные поставки топлива. Независимые операторы розничного рынка, приобретая оптом нефтепродукты у АО «Орелнефтепродукт», при установлении цен на своих АЗС ориентируются на розничные цены поставщика, который находится при этом в более выгодном положении, чем «независимые» продавцы, так как издержки на приобретение топлива предприятия, входящего в структуру ВИНК значительно ниже расходов иных участников.

Однако, как показывает практика, позицию ценового лидера в регионе делят между собой два хозяйствующих субъекта: АО «Орелнефтепродукт» (Роснефть) и ООО «Газэнергосеть розница» (Газпром нефть), не занимающий доминирующего положения, но имеющий достаточно высокую долю на рынке.

6. С точки зрения достаточности количества и удобства местонахождения АЗС на территории региона розничный рынок нефтепродуктов Орловской области в целом отвечает запросам потребителей. При этом концентрация количества «заправок» по территории региона различна: вполне достаточное сосредоточение АЗС на территории областного центра – в г. Орле, и ряде других промышленных городов региона – Мценск, Ливны, и явная нехватка на территориях большинства муниципальных образований Орловской области. В целом же, как показывает практика, действующие автозаправочные станции полностью удовлетворяют существующую потребность в автомобильных бензинах.

 

Файлы для скачивания

Аналитический отчет бензины 2016
Тип файла: docx
Размер файла: 0.11 МБ