Информация о ценовой ситуации на товарных рынках Орловской области за период ноябрь 2014 – январь 2015 года

Информация

о ценовой ситуации на товарных рынках Орловской области

за период ноябрь 2014 – январь 2015 года:

1.     Рынок нефтепродуктов

2.     Рынок продовольственных товаров

 

1.     Рынок нефтепродуктов.

Региональный рынок нефтепродуктов является одним из постоянно наблюдаемых товарных рынков. Орловским УФАС России (далее – Орловское УФАС России, Управление)  в еженедельном режиме отслеживаются цены, как в оптовом, так и в розничном звене. Результаты указанного мониторинга показали, что в целом за период с ноября 2014 года по январь 2015 года розничные цены крупнейших участников регионального розничного рынка нефтепродуктов, таких как ЗАО «Орелнефтепродукт» (Роснефть), ООО «Курскоблнефтепродукт» (Роснефть), ООО «ГЭС-розница» (Газпром) снизились: на автомобильные бензины  на 1,1-1,2%, дизельное топливо (зимнее) – на 3,3%. Динамика розничных цен помесячно представлена в таблице 1.

Таблица 1. Изменение розничных цен на автомобильное топливо в Орловской области за период ноябрь 2014 – январь 2015 гг.

Вид

топлива

Октябрь2014

Ноябрь2014

Измене-ние, %

Декабрь2014

Измене-ние, %

Январь 2015

Измене-ние, %

Изменение, % (в целом за период)

АИ-95

34,91

34,91

0

34,52

-1,1

34,52

0

-1,1

АИ-92

32,28

32,28

0

31,99

-0,9

31,88

-0,3

-1,2

ДТЗ

34,95

34,95

0

34,00

-2,7

33,79

-0,6

-3,3

 

Изменение цен реализации на розничном региональном рынке нефтепродуктов, впрочем, как и в целом по России, происходит более медленными темпами, чем снижение цен на оптовом рынке.

За тот же период оптовые (закупочные) цены снизились: на автомобильный бензин АИ-95 - 19,9%, АИ-92 – 20,9%, ДтЗ – 11,6%, что благоприятно должно отразиться на подготовке к весенне-полевым работам.

Цены на автомобильное топливо в Орловской области являются одними из самых низких в Центральном федеральном округе, о чем свидетельствуют данные информационно-аналитического центра «Кортес», представленные в таблице 2.

 

 

Таблица 2. Цены на автомобильное топливо в отдельных регионах ЦФО за период ноябрь 2014 – январь 2015 гг. (по данным ИАЦ Кортес)

 (Таблица №2 доступна в документе  informaciya_18.02.2015.docx (32.12 КБ) 

                  Предложения Орловского УФАС России по проведению сдержанной ценовой политики на региональном рынке нефтепродуктов направлялись: в ОАО «НК «Роснефть» - в октябре 2014 года, в ЗАО «Орелнефтепродукт» - в декабре 2014 г. и  феврале 2015 г., другим розничным продавцам регионального рынка нефтепродуктов – в декабре 2014 г.

В ходе проводимого мониторинга признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны участников регионального рынка нефтепродуктов, в т.ч. в части ценового сговора, не выявлено. В указанный период каких-либо заявлений от хозяйствующих субъектов или физических лиц по вопросу нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию автомобильного топлива на территории Орловской области, в адрес Управления не поступало.

2.     Рынок продовольственных товаров

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 №778, Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560  «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и поручения ФАС России от 12.08.2014 № ИА/32275-ПР/14 управлением проводится еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на ряд продовольственных товаров первой необходимости, проводятся внеплановые проверки.

Так, в январе текущего года Управлением совместно с органами прокуратуры были проведены  проверки крупных розничных торговых предприятий г. Орла: ЗАО «Паллада торг» (Сберегайка, Апельсин, Росинка), ЗАО «Корпорация ГРИНН» (Линия), ООО «Европа», ОАО «Седьмой континент» (гипермаркет НАШ), ООО «Атолл-продукты» (Атолл), ЗАО «Тандер» (Магнит).

Проверочные мероприятия проводились по 18 видам продовольственных товаров. За основу был взят перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров  первой необходимости, на которые с момента введения  в отношении России экономических санкций некоторыми западными странами, в Орловской области произошел наибольший рост цен: говядина, мясо птицы, рыба с/м, крупа гречневая, рис, сахар, масло растительное, молоко, сыр, масло сливочное, яйцо куриное, картофель, капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук репчатый, яблоки.

В результате проверочных мероприятий признаков нарушения антимонопольного законодательства установлено не было, но были выявлены факты опережающего экономически необоснованного роста розничных цен на отдельные продукты питания над закупочными.

Учитывая напряженность экономической ситуации в России, которая вызвана введением экономических санкций в отношении Российской Федерации и падением курса рубля к бивалютной корзине, подобная политика ценообразования торговых организаций (не только розничной торговли, но и  посредников,  осуществляющих оптовую торговлю на территории Орловской области) с применением высоких торговых наценок при установлении цен на продукты питания первой необходимости, усугубляет негативное влияние на состояние регионального рынка продовольствия, приводит к его волатильности, сжимает спрос, способствует росту социальной напряженности.

По результатам проверочных мероприятий в адрес пяти торговых организаций  были направлены рекомендации о необходимости применения гибкой шкалы торговых наценок, дабы предприятия торговли устанавливали экономически обоснованные цены.

Что же касается торговой сети «Магнит», то следует отметить следующее. Юридическое лицо – ЗАО «Тандер» - расположено в г. Краснодар. На территории области деятельность осуществляет Орловский филиал ЗАО «Тандер». Никаких документов, подтверждающих цену закупки, а также документов, касающихся порядка установления розничных цен на продовольственные товары,  сотрудники филиала представить не смогли, в виду того, что порядок ценообразования и определение уровня цен осуществляется в головной организации, а цены впоследствии доводятся до филиалов и непосредственно магазинов, расположенных как в Орловской области, так и в других регионах Российской Федерации.

Прокуратурой Орловской области  направлена информация в прокуратуру Краснодарского края о необходимости проведения проверки ЗАО «Тандер» по вопросам ценообразования при установлении цен на продовольственные товары, реализуемые в магазинах на территории г. Орла и Орловской области.

         В виду изложенного, возникают затруднения оперативного рассмотрения, поступающих в адрес Управления обращений граждан на повышение розничных цен на продовольственные товары в данной торговой сети, и принятия по ним конкретных мер. Поскольку в каждом конкретном случае приходится делать запрос в головную организацию, для получения информации о ценах закупки товаров, соответствующих объяснений по факту повышения цен, с приложением подтверждающих документов.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что из 57 обращений, поступивших в Управление в 2015 году, 30 касаются повышения розничных цен в торговой сети Магнит (сведения об обращениях, поступивших в Орловское УФАС России, по поводу роста цен на продовольственные товары и результатах их рассмотрения за период 01.01.2015-15.02.2015 прилагаются).

Органами прокуратуры по актам проверок Орловского УФАС России выдано 5 представлений розничным торговым сетям.

По данным органов статистики за период с ноября 2014 года по январь 2015 года наибольшему росту подверглись цены на следующие продовольственные товары: масло подсолнечное – 19,56%, говядина (кроме бескостного мяса) – 21,75%, сыры – 23,99%, рыба мороженая неразделанная – 28,04%, яйца куриные – 43,36%, рис – 46,98%, сахар-песок – 50,97%, крупа гречневая-ядрица – 106,86%, яблоки – 52,52%, картофель – 61,04%, морковь – 80,63, огурцы – 80,76%, лук репчатый – 100,24%, помидоры – 102,08%, капуста – 199,12%.

Изменилась за указанный период и стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Так стоимость потребительской корзины в расчете на один месяц в Орловской области составляла: в ноябре прошлого года - 10263,30 руб., в декабре - 10551,1 руб., в январе 2015 г. – 11085,4 руб.; ниже стоимость была только в Курской и Липецкой областях (среди регионов Центрального федерального округа).

Кроме того, Управлением совместно с органами прокуратуры  в феврале текущего года проведены проверки в отношении 4 оптовых поставщиков продовольственных товаров. Признаков нарушения антимонопольного законодательства в результате проведенных проверочных мероприятий установлено не было, но были выявлены факты опережающего экономически необоснованного роста отпускных оптовых цен над закупочными оптовыми ценами. Акты проверок направлены в органы прокуратуры.

В адрес трех оптовых торговых посредников  были направлены рекомендации о необходимости пересмотра проводимой ими политики ценообразования на поставляемые продукты питания,  в целях не допущения опережающего роста оптовых (отпускных) цен на закупочными оптовыми ценами на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

По мнению Управления, чтобы как-то снизить напряженность экономической ситуации,  на продовольственных товарных рынках необходимо активизировать проведение ярмарок выходного дня, увеличить предложения гречневой крупы, молочной продукции, сахара, мяса, плодоовощной продукции.

Кроме того, как показала практика контроля, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения», призванное оказывать сдерживающее воздействие на цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости,  на наш взгляд не работает.

На наш взгляд необходимо его скорректировать, дав при этом большую свободу регионам, но только в тех случаях, если в регионе есть производство товара, на цены которого будет вводиться ограничение, предусмотрев не только административное регулирование, но и принятие мер по увеличению предложения товаров. Соответствующее предложение направлено в ФАС России для внесения в Правительство Российской Федерации.

25 декабря 2014 года в ФАС России состоялось заседание Экспертного совета по агропромышлеенному комплексу, на котором обсуждались меры по стабилизации цен на продукты питания. Среди инструментария, имеющегося в распоряжении Правительства Российской Федерации, способного оказать воздействие на ценовую ситуацию на продовольственных рынках названы:

- господдержка;

- проведение товарных и закупочных интервенций;

- реализация продуктов питания из госрезерва;

- установление предельных розничных цен на социально-значимые продукты питания;

- введение экспортных пошлин;

- совершенствование системы субсидирования сельского хозяйства;

- упрощение механизмов поставок продуктов из госрезерва;

- введение адресной помощи для наименее защищенных слоев населения;

- налаживание конструктивного диалога между производителями сельхозпродукции и торговыми сетями.

Настоящая информация направлена:

- в Федеральную антимонопольную службу России;

- Губернатору Орловской области;

- в прокуратуру Орловской области.

 

     Приложение к информации 
         
      Таблица  
         
 Сведения 
 об обращениях, поступивших в Орловское УФАС России, по поводу роста цен на продовольственные товары и результатах их рассмотрения  за период с 01.01.2015 по 15.02.2015
         
№ п/п Поступило обращений Рассмотрено В работе
Всего в том числеВсегоС направ-лением ответов заявителюРазъяс-нено устно
устныхписьмен-ных
123456789
1.Количество57*263139132618
2.Проведено проверок, включая незавершенные (контрольных мероприятий) и осуществлено иных действий в инициативном порядке10      
3.Приобщено обращений к проводимым проверкам       
4.Выявлено признаков нарушения законодательства       
5.Возбуждено дел о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. административных производств       
6.Рассмотрено дел о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. административных производств       
7.Результат расмотрения:       
7.1Выдано предписаний (предупреждений), включая рекомендации8      
7.2Наложено штрафов       
7.3Объявлено устное замечание       
         
 * с учетом 10 обращений, поступивших в конце 2014 года

 

 

Файлы для скачивания

Информация о ценовой ситуации на товарных рынках Орловской области за период ноябрь 2014 – январь 2015 года
Тип файла: docx
Размер файла: 0.03 МБ
Приложение к информации. Таблица
Тип файла: xlsx
Размер файла: 0.01 МБ