АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2016 ГОД

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ

ПО  РЕЗУЛЬТАТАМ АНЛИЗА СОСТОЯНИЯ  КОНКУРЕНЦИИ НА  РОЗНИЧНОМ  РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ОРЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ ЗА  2016 ГОД

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                      

  1. Общие положения                                                                        
    1. Основание и цель исследования                                         
    2. Источники исходной информации                                              
  2. Временной интервал исследования товарного рынка                        
  3. Продуктовые границы рынка                                                               
  4. Географические границы рынка                                                 
  5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке        
  6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке        
  7. Уровень концентрации товарного рынка                                            
  8. Барьеры входа на товарный рынок                                                     
  9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке                           

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения
    1. Основание и цель исследования

Основанием для исследования послужил приказ ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы» (далее – План), которым предусмотрено проведение анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива.

Целью проведения анализ состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива является: установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональном рынке.

Анализ и оценка состояния конкуренции на товарном рынке и установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов осуществлены в соответствии с:

- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее– Закон о защите конкуренции);

- Порядком проведения состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

 

  1. Источники исходной информации

В качестве исходной информации использованы:

1. общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст;

2. сведения, представленные:

- Управлением Министерства внутренних дел России по Орловской области;

- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Управление Росреестра по Орловской области);

- администрациями муниципальных образований Орловской области;

3. сведения об объемах розничной реализации нефтепродуктов за 2016 год, представленные участниками рынка.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год.

Согласно приказу ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы и в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкуренции на розничном рынке дизельного топлива, разработанных Управлением контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России, временной интервал исследования определен как период 01.01.2016-31.01.2016.

 

  1. Продуктовые границы рынка

Предварительно, продуктовые границы рынка определены в соответствии с подпунктом «а» 3.4 Порядка как дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка произведен следующий анализ свойств товара, определяющих выбор покупателя.

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82 гласит: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…»).

         В зависимости от применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0оС и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20оС и выше (t застывания топлива не выше минус 35оС) и минус 30оС и выше (t застывания топлива не выше минус 45оС); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50оС и выше.

         Все вышеперечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителями в качестве моторного топлива, а климатическими условиями (сезонностью, температурой окружающей среды) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

         Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.

         В целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Следует учитывать и тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

        

  1. Географические границы рынка

В соответствии с разделом IV Порядка географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложенияи сводятся к определению территории, на которой с одной стороны покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее – АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов. В качестве географических границ исследования региональной розничной реализации автомобильных бензинов приняты административные границы (территория) Орловской области.

В связи со специфическим характером товара потребители сами едут на АЗС для заправки. С точки зрения экономической целесообразности для розничного покупателя следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Для покупателей дальность поездки, необходимой для заправки автомобиля, имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денег) и времени, так как потребление товара владельцами автомобилей осуществляется довольно часто.

Автозаправочные станции располагаются обычно вдоль дорог и трасс с большим потоком движения транспорта. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Таким образом, рынки розничной продажи дизельного топлива для конкретного потребителя в основном локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля.

В Орловской области можно выявить множество розничных локальных рынков дизельного топлива.

В качестве предварительных географических границ локальных розничных рынков дизельного топлива с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры приняты административные границы муниципальных образований (районов) Орловской области. Предполагалось, что в пределах этих границ пролегают основные маршруты регулярного движения автотранспорта предприятий и организаций, имеющих своим местонахождением соответствующее муниципальное образование, а также частного автотранспорта, владельцы которого проживают в данном муниципальном образовании.

Уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов Орловской области производилось путем оценки экономической возможности приобретения топлива потребителем в соответствии с пунктами 4.2-4.4 Порядка.

Были проанализированы особенности географического расположения пунктов розничной реализации нефтепродуктов – стационарных АЗС с точки зрения организационно-транспортных схем приобретения дизельного топлива потребителем. АЗС размещены по территории области весьма неравномерно. Это объясняется несколькими причинами:

1) по территории Орловской области проходит автомобильная трасса федерального значения – М2 «Крым», пересекающая ее с севера на юг по территориям 4 муниципальных образований. Соответственно значительная часть АЗС дислоцируется вдоль указанной магистрали.

2) сосредоточение промышленных предприятий в нескольких промышленных зонах, к которым относятся  г. Мценск, г. Ливны, г. Орел (предприятия машиностроения, пищевой промышленности, производство строительных материалов). В этих городах наблюдается повышенная концентрация АЗС.

3) в районах Орловской области, не относящихся к развитым промышленным зонам и удаленным от федеральной трассы, АЗС дислоцируются, как правило, вблизи районных центров. Протяженность районов в Орловской области (с севера на юг и с запада на восток) составляет  в среднем около 40 км.

Оценка издержек потребителей на приобретение нефтепродуктов оценивалась в соответствии с п. 4.3 Порядка.  Пример произведенных расчетов приведен в Приложении 3 к аналитическому отчету.

Сведения о локальных рынках нефтепродуктов, приведены в Приложении 2 к настоящему аналитическому отчету.

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на региональном розничном рынке дизельного топлива, определялся в соответствии с разделом V Порядка.

Потребителями дизельного топлива на розничном рынке региона являются:

  • физические лица, имеющие в собственности (аренде) автотранспортные средства;
  • юридические лица, приобретающие моторное топливо для обеспечения собственного автопарка (автотранспортные предприятия, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках; хозяйствующие субъекты, любого вида деятельности, имеющие на балансе автопарк;  транзитные автотранспортные средства).

Количественный состав автопарка Орловской области по данным, представленным УГИБДД УВД Орловской области, приведен в в тексте настоящего анализа.

За период 2014-2016 гг. состав автопаркарегиона увеличился на 18792 единицы техники (на 5,9%), в основном за счет роста количества легковых автомобилей – 17904 ед. (7,4%).

 

Таблица 1.

  •  

Всего автомобилей, шт

в том числе:

  •  
  •  
  •  
  •  

по состоянию на 01.01.2013

286 943

226 120

42 987

5 524

  1.  

по состоянию на 01.01.2014

317 945

241 334

52 592

5 171

2 123

по состоянию на 01.01.2015

328 968

254 135

53 944

6 568

сведений нет

по состоянию на 01.01.2016

334 696

258 073

  1.  

6 413

сведений нет

по состоянию на 01.01.2017

  1.  

259 238

  1.  

6 313

сведений нет

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на региональном рынке, включены продавцы, осуществляющие постоянную реализацию нефтепродуктов через автозаправочные станции.

В ходе анализа установлено, что на территории Орловской области функционирует около 100 АЗС (без учета АЗС, которые используются для собственных нужд их владельцев), принадлежащих на праве собственности или аренды не менее чем  28 хозяйствующим субъектам. 

На территории Орловской области деятельность в качестве участников розничного рынка дизельного топлива осуществляет два оператора, входящие в структуру ВИНК: АО «Орелнефтепродукт» входит в структуру ПАО «НК «Роснефть»  - 45% от общего количества АЗС региона, ООО «Газэнергосеть розница» – в структуру ПАО «Газпром нефть» – 16% от общего количества региональных АЗС.

Большинство участников рынка (20 из 28) реализуют топливо через единственную, находящуюся в эксплуатации, АЗС.

АЗС города Орла и районов области в зависимости от принадлежности  (непринадлежности) к ВИНК  существенно дифференцированы по внешнему виду, наличию современного оборудования, дополнительных услуг, применению различных способов оплаты и, как следствие, различны объемы реализации нефтепродуктов.

Перечень продавцов, действующих на региональном розничном рынке дизельного топлива Орловской области в анализируемый период установлен Орловским УФАС на основе всей доступной информации и является достаточным, чтобы установить доли крупнейших хозяйствующих субъектов, в том числе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и приведен в Приложении 1 к настоящему анализу.

При этом следует отметить, что состав участников розничного рынка в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также сменой прав собственности.

Орловская область включает в себя  24 административных района. Согласно п.4.3 Порядка уточненные географические границы локальных рынков в 18 случаях из 24 соответствуют принятым административным границам муниципальных образований:

  1. Болховский район,
  2. Дмитровский район,
  3. Должанский район,
  4. Знаменский район,
  5. Колпнянский район,
  6. Краснозоренский район,
  7. Кромской район,
  8. Корсаковский район,
  9. Ливенский район (в т.ч. г. Ливны),
  10.  Мценский район (в т.ч. г. Мценск),
  11.  Орловский район (в т.ч. г. Орел),
  12.  Покровский район,
  13.  Свердловский район,
  14.  Сосковский район,
  15.  Троснянский район,
  16.  Урицкий район,
  17.  Хотынецкий район,
  18.  Шаблыкинский район.

Несколько муниципальных образований объединены в три локальных рынка:

  1. локальный рынок Верховский и Новодеревеньковский районы;
  2. локальный рынок Глазуновский и Малоархангельский районы;
  3. локальный рынок Залегощенский и Новосильский районы.

Таким образом, на территории Орловской области в анализируемом периоде функционировал21 локальный рынок дизельного топлива, определенных с учетом возможности (целесообразности) приобретения потребителями моторного топлива, не неся при этом дополнительных затрат.

Перечни хозяйствующих субъектов – продавцов, на каждом из локальных розничных рынков дизельного топлива, приведены в приложении 2  к аналитическому отчету.

 

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке дизельного топлива

В соответствии с разделом VI Порядка в качестве основного показателядля расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива использован объем продаж в натуральном выражении (литры).

Объем товарного рынка определялся как сумма объемов продаж дизельного топлива хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ.

Объемы товарного рынкаи доли хозяйствующих субъектов рассчитаны для каждого из рынков розничной реализации дизельного топлива соответственно установленным для них продуктовым границам.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объем регионального розничного рынка дизельного топлива, а также доли хозяйствующих субъектов на этом рынке приведены в к настоящему аналитическому отчету.

Результаты расчетов долей хозяйствующих субъектов на каждом розничном локальном рынке дизельного топлива приведены к настоящему аналитическому отчету.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации CR3 – сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели рыночной концентрации, рассчитанные в соответствии с пунктом 7.1 Порядка, приведены в Приложении 1 к настоящему аналитическому отчету.

Из приведенных данных следует, что рассматриваемый товарный рынок относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации

70% < CR3=92,98 < 100%

 2000 < HHI=4761 < 10000

Результаты расчетов показателей концентрации каждого из исследованных розничных локальных рынков дизельного топлива приведены вк настоящему аналитическому отчету.

 

  1. Барьеры входа на товарный рынок

          Основными барьерами для входа на розничный рынок дизельного топлива новых хозяйствующих субъектов являются: значительные материальные затраты на строительство и эксплуатацию автозаправочных станций, административные процедуры выделения и оформления земельного участка под строительство АЗС, процедуры связанные с соблюдением природоохранных и противопожарных требований.

В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов – участников розничных рынков нефтепродуктов показывает, что уход с рынка хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа новых хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС остается практически неизменным.

Наличие среди действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов нескольких предприятий, входящих в ВИНК, не создает каких-либо заметных ограничений для входа на рынок независимых продавцов.

В ходе проведения анализа административных барьеров, препятствующих розничным продавцам приобретать нефтепродукты (дизельное топливо) в различных регионах Российской Федерации, не выявлено. Нефтепродукты в область поставляются автомобильным, железнодорожным транспортом и с использованием трубопровода.

 

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

В результате исследования рынка установлено следующее.

  1. На региональном розничном рынке дизельного топлива присутствуют как «сильные игроки», владеющие широкой сетью АЗС, так и достаточно большое количество независимых трейдеров, владеющих одной-двумя автозаправочными станциями.

На региональном розничном рынке нефтепродуктов, в т.ч. дизельного топлива, в рассматриваемом периоде присутствовали две ВИНК: Роснефть(46 АЗК/АЗС) и Газпром нефть (16 АЗС).

Положение той или иной нефтяной компании на рынке Орловской области, показывает, что доля хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц ПАО «НК «Роснефть» - АО «Орелнефтепродукт», составила <…>, доля ООО «Газэнергосеть розница, хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц ПАО «Газпром нефть» составила – <…>.

Доли розничной реализации дизельного топлива остальных участников регионального рынка в общем объеме продаж являются незначительными. В совокупности доля всех независимых участников регионального рынка дизельного топлива составляет около 7%. Ценовая конкуренция на территории области присутствует между хозяйствующими субъектами, входящими в ВИНК.

  1. Показатели рыночной концентрации регионального розничного рынка дизельного топлива указывают на высокий уровень концентрации товарного рынка и свидетельствуют о неравномерности присутствия на данном рынке хозяйствующих субъектов, действующих в качестве продавцов, или о разномасштабности их деятельности.
  2. Орловская область состоит из 24 административных районов. При этом, на ее территории функционирует 21 локальный рынок розничной реализации нефтепродуктов. Это объясняется тем, что в отдельных случаях несколько административных районов,  при определении возможности (целесообразности) приобретения потребителями дизельного топлива без дополнительных затрат, были объединены в  один локальный рынок нефтепродуктов.

5. На основании проведенного анализа установлено, что локальные рынки розничной реализации дизельного топлива Орловской области в большей части относятся к рынкам с недостаточно развитой или неразвитой конкуренцией:

- 11 локальных рынков дизельного топлива относятся к рынкам с отсутствием конкуренции: монопольный уровень концентрации, наличие всего одного участника с признаками абсолютного доминирования (100%). На 5 из них доминирование принадлежит независимым участникам рынка.

- 9 локальных рынков розничной реализации дизельного топлива следует отнести к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией. Они характеризуются высоким уровнем концентрации, на них присутствует в основном от 2 до 6 хозяйствующих субъектов, при этом один из них с признаками индивидуального доминирования (рыночная доля более 50%).

- на 1 локальном рынке (Орловский район, включая г. Орел) число участников значительно превышает количество участников на остальных локальных рынках - 13 продавцов и нет доминирующих хозяйствующих субъектов.

На 16 из 21 установленных локальных рынках розничной реализации автомобильных бензинов присутствует хозяйствующий субъект, входящий в группу лиц ВИНК Роснефть - АО «Орелнефтепродукт». 

6. С точки зрения достаточности количества и удобства местонахождения АЗС на территории региона розничный рынок дизельного топлива Орловской области в целом отвечает запросам потребителей.

 

 

Файлы для скачивания

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА
Тип файла: docx
Размер файла: 0.04 МБ